Вернуться к историям
Подать заявку Меню
ИСТОРИЯ ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

ИСТОРИЯ ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

«Ведь эта память – наша совесть,
                                                       Она,
Как сила, нам нужна…»
                                                                         Юрий Воронов
                                                                                                                                                  
Война – это самое страшное зло на Земле и огромная душевная рана в человеческих сердцах. Война – это страшно и глупо. Война – это горе и слёзы. Для нашей страны эта война никогда не уйдёт в забвение. И никогда не настанет для неё срока давности.  Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, и дети натерпелись от неё не меньше, чем бойцы на фронте.
«Воин воюет, а детки горюют». Этой пословицей можно точно описать судьбу детей войны. Они познали мир, познав горе. Что же делали дети во время войны, где учились и учились ли вообще? Чем питались и как выживали?
Когда началась война, эти дети заменили взрослых, всем было понятно, что детство закончилось. Они очень быстро повзрослели не потому, что хотели – того требовала жизнь. Огромное количество детей, подростков должны были сделать выбор: либо идти в школу и получать худо-бедное образование, либо идти работать и кормить семью. Совсем маленькие дети продолжали учиться несмотря на холод и голод, а вот дети постарше чаще заменяли семьям кормильцев, уходя работать в поля или на заводы. Никого уже не удивлял   стоящий у станка ребёнок, что не окончил и семи классов. Дети старались помочь взрослым чем могли, многие рвались на фронт. Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много.
Конечно, на уроках истории мы изучаем Великую Отечественную войну, но я никогда не узнала бы о ней больше, чем я узнала из рассказов моей мамы о бабушке.  Скудные воспоминания моей бабушки – вот самый лучший учебник истории для меня. И читать книги о войне я начала, только потому, чтобы узнать получше то, что увидела её глазами.
Моя бабушка Зубарева Валентина Ивановна родилась 26 декабря 1932 года. Когда началась война, ей было 8 лет, она закончила первый класс. Были её первые летние каникулы. У неё было очень много планов, как и у каждого ребёнка, который закончил первый класс и хорошо закончил! Как много книг она хотела прочитать сама – ещё больше, чем прочитала за этот год. Как она ждала, что будут ходить купаться на реку, и она, как её старшие сёстры, пойдёт с книгой. И так же как они, загорая на берегу, будет читать.
На речку в это лето ей удалось сходить всего несколько раз. Потому что её детство, как и детство всех детей страны, перечеркнула война.
В Забайкалье не было боевых действий, но общее горе страны переживать в забайкальской глубинке было, пожалуй, ещё трудней.
Бабушкина семья жила на маленькой станции Домна. Круглые сутки день и ночь гудели паровозы, которые тянули составы и на запад, и на восток. На запад ехали бойцы защищать Родину, а назад везли эвакуированных и   санитарные поезда доставляли раненых на долечивание в читинский госпиталь.
Маленькая Валентина перестала быть маленькой в 8 лет. Она рассказывала об этом времени всегда с болью и со слезами на глазах. И чем больше времени проходило, чем взрослее она становилась, тем больнее было вспоминать это время. Мама говорит, что бабушка не любила вообще вспоминать о войне, но не было дня, чтобы она забыла о ней.
Война возвращалась всегда в снах, и там, во сне, она мучила и терзала память.
Ребята продолжали учиться, хотя учебников не хватало, а тетрадей не было вообще. Писали на старых «амбарных» книгах, как их называла учительница, которая приносила в класс огромные листы. И ребята старательно выводили поверх выцветших чернил: «Смерть фашистам!»
В третьем классе дети после уроков уже ходили на станцию очищать пути от снега. Дети постарше уже помогали в заготовке дров. И дома всю домашнюю работу выполняли дети, потому что матери не всегда ночевать приходили домой, работы было много для всех.
Но самое страшное воспоминание – это голод. Есть хотелось всегда: и ночью, и днём. Особенно тяжело было зимой. А весной, как появлялись первые ростки, становилось легче. Летом дети ходили в лес, копали луковицы саранок – это было настоящее лакомство! Собирали дикий лук-мангыр и чеснок, иван-чай и листы лесной смородины. А там уже и ягоды-грибы подходили. Этим дети спасали себя и свои семьи от голода. А голубицу и бруснику не только для себя заготавливали, но и сдавали для госпиталя.
И как бы не было горько, были и радости в их голодном детстве. Больше всего запомнилась новогодняя ёлка, которую поставили в школе и нарядили игрушками как раньше. А потом пришёл настоящий Дед Мороз в серой шинели, но с самой настоящей бородой из марли и ваты. А из мешка достал по кусочку белого, как снег, сахара. Досталось всем детям! И вкуснее этого подарка, как говорила бабушка, она не ела ничего…
И после войны хватало и голода, и других испытаний, но дети войны, как и взрослые переносили их стойко. Они-то знали, что   пойдут на любые испытания, лишь бы не повторилась война.
Своих дочерей бабушка учила быть всегда сильными и стойкими. Говорила им: «Читайте книги о войне, что я могу вам рассказать?». Конечно, они читали и меня приучили к чтению книг, но то, что они запомнили из рассказов своей мамы и рассказывали нам, её внукам – это самые главные для нас рассказы о войне.  
История сохранила имена многих героев Великой Отечественной войны, среди них особое место занимают дети – герои Великой Отечественной, они шли в бой наравне со взрослыми солдатами, не жалея собственных жизней. Эти ребята были детьми, некоторые так и остались детьми навсегда. Подобных героев и их подвигов   можно насчитать тысячи, им нет числа. Безусловно, дети внесли огромный вклад в нашу победу. Наша страна и наш народ всегда будут помнить и чтить их. Мы обязательно должны помнить их всех, дабы снова не повторять историю. Но имена маленьких свидетелей той войны, которые не сражались с фашистами, но сражались с войной, должна бережно хранить каждая семья. Я родилась, когда моей бабушки уже не было на этом свете, но я знаю о ней, я знаю её рассказы – они самые правдивые. В них память о войне, которая нужна нам, нашему поколению, чтобы быть сильными, чтобы строить сильную страну. Наша память – это сила. Пока люди помнят о том, что пришлось пережить нашей стране, нашим детям, они не захотят познать той беды.


Белоусова Татьяна
МОУ Соловьёвская СОШ, 11 класс, село Соловьёвск

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Кибирева Лариса Шарифовна

Белоусова Татьяна
Здравствуйте!
Я хочу подать заявку на конкурс эссе
Моя фамилия
имя
отчество
Дата моего рождения
Я живу по адресу
Моя образовательная организация называется
Я учусь в классе.
Мой телефон для связи
Фамилия моего научного руководителя
имя
отчество
должность
Его номер телефона
Свою работу и согласие родителей на обработку моих персональных данных прикрепляю файлами.
Перетащите один или несколько файлов в эту область
или выберите файл на компьютере
Выберите файл с расширением (doc, docx, rtf, jpeg, jpg, gif) и размером, не превышающим 10 МБ.
Загрузить файлы
Нажимая кнопку «Отправить заявку»,
я подтверждаю, что ознакомлен с условиями участия в конкурсе
и даю свое согласие на обработку персональных данных