Бутитов Чернин. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
Бескрайняя степь стелется во все стороны. Её тягучая долгота обволакивает пологие холмы – сопки, сглаженные силой ветра. Только круглый купол неба накрывает плоский травный ковёр равнины. Стоит звенящая утренняя тишина. Как легко в степи заблудиться: ведь куда ни посмотришь, всюду равнина до горизонта, как в открытом море!
На склоне, вглядываясь в розовеющее небо, сидит молодой человек. Он всей грудью вдыхает аромат трав, чистый воздух ветра и тепло солнца. Изумрудно-зелёная степь покрыта яркими цветами. Этот праздник цвета он пытается сохранить в своём сердце, как и выжженное лето, сизо-жёлтую осень и белый холод зимней бескрайней равнины.
«По степи широко расстилалась заря,
В глубине Забайкальского края,
У Агинской степи горизонты горят,
Светом солнца Агу озаряя.
Просыпается степь, суслик песню поёт,
Пробудившись от сумрака ночи,
И орёл спозаранку собрался в полёт,
Он на завтрак тушканчика хочет.
На гнедом жеребце торопливо пастух,
Поспевал за овечьей отарой,
В своем деле легко заменяющий двух,
Но душой оставался нестарым.
Волны ласково трогали берег Аги,
Утоляя овечью жажду,
И с улыбкой пастух, промочив сапоги,
Посчитает овечку каждую.
День прошел, и закат покатил за холмы,
Отдавая свой луч последний,
Горизонт, будто, алою кровью помыт,
Ночь туманом всю степь застелет.
Потемнело в степи, звёзды ярко горят,
Пастуху сладкий сон подарят,
Как младенец уснет поседелый бурят,
Но во сне не забыв об отаре».
А. Карелин
Молодого человека сегодня ждали в военкомате… Вместе со своими односельчанами – сверстниками, друзьями детства, он отправлялся на фронт защищать Родину…
Когда нам задали сообщение по окружающему миру о герое Великой Отечественной войны, я задумалась, о ком бы мне хотелось написать. Прошло уже долгих 77 лет, но не меркнет слава героев. День Победы - самый светлый, дорогой и любимый наш праздник. Путь к победе был очень труден, и пройти его удалось благодаря мужеству и героизму советских воинов. Люди разных национальностей и вероисповеданий, разного общественного положения сплотились и единой стеной встали на защиту своей страны. И я поняла, что мне хочется написать о простом солдате Победы, у которого нет ни званий, ни наград, но именно эти простые солдаты выковали Победу. И один из них – это мой прадед Бутитов Чирнин.
«Уходили парни на войну,
В поезда грузились на рассвете…
Их, лишь начавших жить на свете,
Призывали защищать страну…»
М. Сальников
Мой прадедушка Бутитов Чернин в возрасте 19 лет ушёл на войну и не вернулся больше в родную агинскую степь, погиб в бою, защищая свою Родину. Он не получил наград, как и многие другие солдаты, не отмеченные за ратный подвиг, но он честно и самоотверженно воевал до последней минуты, ценой своей жизни приближая долгожданный день Победы.
Родился он в 1923 году в пади Амитхаша в простой крестьянской семье рода Дэлдэгэр Галзууд, очень рано начал трудиться. Кем только он не работал: наравне со взрослыми занимался пастьбой скота, обработкой земли на быках, заготовкой сена, дров. Люди в степи лихие наездники, человек и конь сроднились здесь. Прадед наш оседлал железного коня. Благодаря своей природной смекалке, малограмотный Чернин выучился на тракториста и работал на полях родного колхоза «Серп и молот» села Ушарбай. По воспоминаниям земляков он был тихим, спокойным, немногословным парнем. Но в то же время в кругу друзей слыл хорошим рассказчиком. Был Чернин человеком наблюдательным, его интересовало всё, что происходило вокруг, и во время отдыха он очень интересно рассказывал о своих наблюдениях. С утра до вечера пропадал на поле, ежедневно перевыполняя норму выработки. До ухода в армию он не расставался со своим трактором. На своём железном коне прадед пахал земли родного колхоза и помогал обрабатывать земли соседним колхозам. Никогда ни на что не жаловался, усталости не показывал, скрывал болезни, хотя с рождения страдал тугоухостью. 5 марта 1942 года прадед был призван в ряды Красной Армии. Перед отправкой на фронт Чернин был в Борзе, и каким-то образом ему удалось оповестить родных, что их эшелон проедет через Могойтуй в определённое время. Его брат Бабу ахай, собрав кое-какие продукты, отправился на вокзал станции Могойтуй, но эшелон промчался мимо без остановки. Кто же знал, что эшелон лучше было встречать на станции Бурятская. Таким образом встреча не состоялась. Прадед отправился на фронт защищать Родину от вероломного врага. Но в январе 1943 года связь с ним прервалась. Долгое время Бутитов Чернин значился пропавшим без вести. И лишь недавно после рассекречивания архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота было установлено, что один год и 2 месяца он провёл в немецком плену, был освобождён наступающими силами Советской Армии, прошёл проверку и 26 апреля 1944 года направлен в 237 запасной полк 5 Ударной Армии. За время боевых действий наш прадедушка получил 3 ранения и пал смертью храбрых за год до окончания войны 7 мая 1944 года. Благодаря кропотливому труду поисковиков установлен и боевой путь нашего прадеда, и место его захоронения: братская могила в Молдавской ССР (ныне республика Молдова), Слободзейский район, село Глинное. На гранитном обелиске, установленном на братской могиле, выбита фамилия нашего доблестного воина, но звучит она как Бутишов Герник. Это объясняется тем, что все записи раньше велись от руки, и читались в зависимости от почерка писаря.
Необходимо уточнить, что Чернин не является нам прадедом по прямой линии. Он младший брат нашей прабабушки Бутитовой Цыбжит, то есть наш дядя. В силу своего возраста дядя не успел обзавестись своей семьёй и ушёл на войну совсем молодым. У него не было жены и детей, которые с нетерпением ждали бы его с фронта. Но была семья его родной сестры Цыбжит, где подрастали племянница Юмжит и племянники Балданжап и Ринчиндоржи, с которыми он очень любил возиться. Именно Балданжап, наш дедушка, решил взять себе фамилию дяди. Ведь в то время у бурят фамилия образовывалась от имени отца. Дедушка рассказывал, что, имея свидетельство о рождении на имя Цыбжитова Балданжамсо, в школу он пошёл как Чернинов Балданжап. По её окончании, когда пришла пора получать аттестат зрелости и паспорт, написал заявление в районный отдел ЗАГС об утере свидетельства. После поисков в архиве ему было выдано новое свидетельство, где он записал себя как сына Бутитова Чернина – Чернинова Балданжапа. «Имя моего дяди Бутитова Чернина будет повторяться в фамилиях моих потомков и, как говорится, не будет стёрто с лица земли», говаривал мой дедушка. И вот с тех пор наша семья считает Чернина своим прадедом и с гордостью носит фамилию Черниновых.
Судьба нашего прадеда короткая и героическая, похожая на тысячу судеб того времени. От него не осталось ничего: ни писем, не было даже фотографии. Всю информацию о нём мы собирали по мельчайшим крохам. Трудность поисков заключалась в том, что бурятские имя и фамилия были немного необычны для слуха, поэтому зачастую искажались. Просматривая военные архивы, мы обнаружили документы, в которых он значится и как Путитов Чернин, и как Бутитов Чернип, и нашёл он свой земной покой, как Бутишов Герник. Такие записи нашли мы на портале «Память народа». В своих поисках мы ориентировались по информации о месте призыва на фронт, о ближайших родственниках. На многих справках указана сестра Севужид (Цыбжит). Благодаря поисковикам смогли мы узнать всё то, чем владеем сейчас.
Однажды моя бабушка, просматривая старые альбомы, наткнулась на маленькую полу выцветшую фотографию, где была запечатлена группа мужчин. Она решила, что не зря эту карточку бережно хранили в нашей семье. И мы решили поехать на его родину в село Ушарбай, чтобы показать её старожилам. Поначалу наша затея потерпела неудачу: очень мало осталось людей, кто знал нашего прадеда в лицо, слишком давно это было. Кто-то был ещё несмышлёным ребёнком, а кто-то уже не мог сообщить ничего ценного ввиду преклонного возраста… Но наконец, мы нашли бабушку, которая хорошо знала Чернина с малых лет, так как жили они по соседству, и узнала его на фото. Она очень обрадовалась, когда узнала, с какой целью мы приехали к ней. Бутит абгай рассказала, что в колхозном музее собран богатый материал о земляках фронтовиках, но в то же время про некоторых очень мало данных, не у всех есть фотографии. Спасибо Доржиевой Бутит абгай за то, что в свои преклонные годы она имеет бодрость духа и ясность ума! Теперь наша семья с гордостью может в победный майский день пройти по улицам родного посёлка в шествии священного парада Бессмертного полка с портретом своего героя войны. Спасибо нашему прадедушке Чернину за Победу, за мирное небо над головой, за честь и достоинство, за мужество и стойкость, за беззаветную любовь к Родине.
На основе этих данных наша семья выпустила небольшой буклет «Книга память рода Галзууд», который мы бережно храним. Ещё один экземпляр мы передали в музей его родного села Ушарбай. Но на этом наша поисковая работа не окончена, слишком мало пока знаем мы о своём воине-победителе, буквально по крупицам собираем весьма скудную информацию. Мама очень хочет найти данные о том, в каком лагере для военнопленных находился наш прадедушка. Ведь фашисты были очень педантичны, наверняка велись все записи о заключённых. Но пока, вероятно, информация ещё засекречена. Но мы надеемся узнать как можно больше о ратном пути Бутитова Чернина. Никто не забыт, ничто не забыто!
На склоне, вглядываясь в розовеющее небо, сидит молодой человек. Он всей грудью вдыхает аромат трав, чистый воздух ветра и тепло солнца. Изумрудно-зелёная степь покрыта яркими цветами. Этот праздник цвета он пытается сохранить в своём сердце, как и выжженное лето, сизо-жёлтую осень и белый холод зимней бескрайней равнины.
«По степи широко расстилалась заря,
В глубине Забайкальского края,
У Агинской степи горизонты горят,
Светом солнца Агу озаряя.
Просыпается степь, суслик песню поёт,
Пробудившись от сумрака ночи,
И орёл спозаранку собрался в полёт,
Он на завтрак тушканчика хочет.
На гнедом жеребце торопливо пастух,
Поспевал за овечьей отарой,
В своем деле легко заменяющий двух,
Но душой оставался нестарым.
Волны ласково трогали берег Аги,
Утоляя овечью жажду,
И с улыбкой пастух, промочив сапоги,
Посчитает овечку каждую.
День прошел, и закат покатил за холмы,
Отдавая свой луч последний,
Горизонт, будто, алою кровью помыт,
Ночь туманом всю степь застелет.
Потемнело в степи, звёзды ярко горят,
Пастуху сладкий сон подарят,
Как младенец уснет поседелый бурят,
Но во сне не забыв об отаре».
А. Карелин
Молодого человека сегодня ждали в военкомате… Вместе со своими односельчанами – сверстниками, друзьями детства, он отправлялся на фронт защищать Родину…
Когда нам задали сообщение по окружающему миру о герое Великой Отечественной войны, я задумалась, о ком бы мне хотелось написать. Прошло уже долгих 77 лет, но не меркнет слава героев. День Победы - самый светлый, дорогой и любимый наш праздник. Путь к победе был очень труден, и пройти его удалось благодаря мужеству и героизму советских воинов. Люди разных национальностей и вероисповеданий, разного общественного положения сплотились и единой стеной встали на защиту своей страны. И я поняла, что мне хочется написать о простом солдате Победы, у которого нет ни званий, ни наград, но именно эти простые солдаты выковали Победу. И один из них – это мой прадед Бутитов Чирнин.
«Уходили парни на войну,
В поезда грузились на рассвете…
Их, лишь начавших жить на свете,
Призывали защищать страну…»
М. Сальников
Мой прадедушка Бутитов Чернин в возрасте 19 лет ушёл на войну и не вернулся больше в родную агинскую степь, погиб в бою, защищая свою Родину. Он не получил наград, как и многие другие солдаты, не отмеченные за ратный подвиг, но он честно и самоотверженно воевал до последней минуты, ценой своей жизни приближая долгожданный день Победы.
Родился он в 1923 году в пади Амитхаша в простой крестьянской семье рода Дэлдэгэр Галзууд, очень рано начал трудиться. Кем только он не работал: наравне со взрослыми занимался пастьбой скота, обработкой земли на быках, заготовкой сена, дров. Люди в степи лихие наездники, человек и конь сроднились здесь. Прадед наш оседлал железного коня. Благодаря своей природной смекалке, малограмотный Чернин выучился на тракториста и работал на полях родного колхоза «Серп и молот» села Ушарбай. По воспоминаниям земляков он был тихим, спокойным, немногословным парнем. Но в то же время в кругу друзей слыл хорошим рассказчиком. Был Чернин человеком наблюдательным, его интересовало всё, что происходило вокруг, и во время отдыха он очень интересно рассказывал о своих наблюдениях. С утра до вечера пропадал на поле, ежедневно перевыполняя норму выработки. До ухода в армию он не расставался со своим трактором. На своём железном коне прадед пахал земли родного колхоза и помогал обрабатывать земли соседним колхозам. Никогда ни на что не жаловался, усталости не показывал, скрывал болезни, хотя с рождения страдал тугоухостью. 5 марта 1942 года прадед был призван в ряды Красной Армии. Перед отправкой на фронт Чернин был в Борзе, и каким-то образом ему удалось оповестить родных, что их эшелон проедет через Могойтуй в определённое время. Его брат Бабу ахай, собрав кое-какие продукты, отправился на вокзал станции Могойтуй, но эшелон промчался мимо без остановки. Кто же знал, что эшелон лучше было встречать на станции Бурятская. Таким образом встреча не состоялась. Прадед отправился на фронт защищать Родину от вероломного врага. Но в январе 1943 года связь с ним прервалась. Долгое время Бутитов Чернин значился пропавшим без вести. И лишь недавно после рассекречивания архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота было установлено, что один год и 2 месяца он провёл в немецком плену, был освобождён наступающими силами Советской Армии, прошёл проверку и 26 апреля 1944 года направлен в 237 запасной полк 5 Ударной Армии. За время боевых действий наш прадедушка получил 3 ранения и пал смертью храбрых за год до окончания войны 7 мая 1944 года. Благодаря кропотливому труду поисковиков установлен и боевой путь нашего прадеда, и место его захоронения: братская могила в Молдавской ССР (ныне республика Молдова), Слободзейский район, село Глинное. На гранитном обелиске, установленном на братской могиле, выбита фамилия нашего доблестного воина, но звучит она как Бутишов Герник. Это объясняется тем, что все записи раньше велись от руки, и читались в зависимости от почерка писаря.
Необходимо уточнить, что Чернин не является нам прадедом по прямой линии. Он младший брат нашей прабабушки Бутитовой Цыбжит, то есть наш дядя. В силу своего возраста дядя не успел обзавестись своей семьёй и ушёл на войну совсем молодым. У него не было жены и детей, которые с нетерпением ждали бы его с фронта. Но была семья его родной сестры Цыбжит, где подрастали племянница Юмжит и племянники Балданжап и Ринчиндоржи, с которыми он очень любил возиться. Именно Балданжап, наш дедушка, решил взять себе фамилию дяди. Ведь в то время у бурят фамилия образовывалась от имени отца. Дедушка рассказывал, что, имея свидетельство о рождении на имя Цыбжитова Балданжамсо, в школу он пошёл как Чернинов Балданжап. По её окончании, когда пришла пора получать аттестат зрелости и паспорт, написал заявление в районный отдел ЗАГС об утере свидетельства. После поисков в архиве ему было выдано новое свидетельство, где он записал себя как сына Бутитова Чернина – Чернинова Балданжапа. «Имя моего дяди Бутитова Чернина будет повторяться в фамилиях моих потомков и, как говорится, не будет стёрто с лица земли», говаривал мой дедушка. И вот с тех пор наша семья считает Чернина своим прадедом и с гордостью носит фамилию Черниновых.
Судьба нашего прадеда короткая и героическая, похожая на тысячу судеб того времени. От него не осталось ничего: ни писем, не было даже фотографии. Всю информацию о нём мы собирали по мельчайшим крохам. Трудность поисков заключалась в том, что бурятские имя и фамилия были немного необычны для слуха, поэтому зачастую искажались. Просматривая военные архивы, мы обнаружили документы, в которых он значится и как Путитов Чернин, и как Бутитов Чернип, и нашёл он свой земной покой, как Бутишов Герник. Такие записи нашли мы на портале «Память народа». В своих поисках мы ориентировались по информации о месте призыва на фронт, о ближайших родственниках. На многих справках указана сестра Севужид (Цыбжит). Благодаря поисковикам смогли мы узнать всё то, чем владеем сейчас.
Однажды моя бабушка, просматривая старые альбомы, наткнулась на маленькую полу выцветшую фотографию, где была запечатлена группа мужчин. Она решила, что не зря эту карточку бережно хранили в нашей семье. И мы решили поехать на его родину в село Ушарбай, чтобы показать её старожилам. Поначалу наша затея потерпела неудачу: очень мало осталось людей, кто знал нашего прадеда в лицо, слишком давно это было. Кто-то был ещё несмышлёным ребёнком, а кто-то уже не мог сообщить ничего ценного ввиду преклонного возраста… Но наконец, мы нашли бабушку, которая хорошо знала Чернина с малых лет, так как жили они по соседству, и узнала его на фото. Она очень обрадовалась, когда узнала, с какой целью мы приехали к ней. Бутит абгай рассказала, что в колхозном музее собран богатый материал о земляках фронтовиках, но в то же время про некоторых очень мало данных, не у всех есть фотографии. Спасибо Доржиевой Бутит абгай за то, что в свои преклонные годы она имеет бодрость духа и ясность ума! Теперь наша семья с гордостью может в победный майский день пройти по улицам родного посёлка в шествии священного парада Бессмертного полка с портретом своего героя войны. Спасибо нашему прадедушке Чернину за Победу, за мирное небо над головой, за честь и достоинство, за мужество и стойкость, за беззаветную любовь к Родине.
На основе этих данных наша семья выпустила небольшой буклет «Книга память рода Галзууд», который мы бережно храним. Ещё один экземпляр мы передали в музей его родного села Ушарбай. Но на этом наша поисковая работа не окончена, слишком мало пока знаем мы о своём воине-победителе, буквально по крупицам собираем весьма скудную информацию. Мама очень хочет найти данные о том, в каком лагере для военнопленных находился наш прадедушка. Ведь фашисты были очень педантичны, наверняка велись все записи о заключённых. Но пока, вероятно, информация ещё засекречена. Но мы надеемся узнать как можно больше о ратном пути Бутитова Чернина. Никто не забыт, ничто не забыто!