Вернуться к историям
Подать заявку Меню
РЯДОВАЯ ЛЕГЕНДАРНОЙ «ПОЛУТОРКИ» РЯДОВАЯ ЛЕГЕНДАРНОЙ «ПОЛУТОРКИ»

РЯДОВАЯ ЛЕГЕНДАРНОЙ «ПОЛУТОРКИ»

«Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.

Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела».
Лабковский Н.Д.

Когда моя прабабушка, Александра Дмитриевна Василевских, слышала эту песню, она всегда по-доброму улыбалась… Наверняка она вспоминала фронтовые дороги, которые на самом деле были очень трудны. И кому, как не прабабушке, об этом было знать. Ведь она участвовала в Великой Отечественной войне – была фронтовым шофером легендарной «полуторки» – и знает обо всем не понаслышке…
Прабабушка родилась 9 июля 1924 года в селе Бондари Тамбовской области. Семья была большая, многодетная. Отец прабабушки был портным, очень хорошо шил, мать вела домашнее хозяйство. Юная Александра училась в школе, успела окончить 7 классов, пошла в вечернюю. Возможно, выучилась бы Александра на модистку, шила бы «легкие платья из ситца», но тут началась Великая Отечественная война, которая круто изменила привычный уклад жизни. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, с 23 июня в стране была объявлена всеобщая мобилизация.
Прабабушка была мобилизована в октябре 1941 года. По решению Тамбовского областного военного комиссариата (облвоенкомата) она была направлена на курсы шоферов. Учеба продолжалась полгода, а после ее окончания молодых шоферов направляли по разным автомобильным подразделениям. Прабабушка рассказывала, когда после окончания учебы их взвод проходил по улицам Тамбова, народ, провожая их, плакал: девчонки идут на фронт. Но война никого не выбирала: нужны были солдаты защищать Родину.
Тамбовская область не была оккупирована, но фронт проходил менее чем в 100 км от границы области, и Тамбовская область была прифронтовой полосой. Здесь находились крупные железнодорожные узлы – Мичуринский, Кочетовский. Города и железнодорожные станции регулярно подвергались бомбежкам. В это время немецкая авиация имела превосходство в воздухе, и часто немецкие летчики просто издевались: вместо бомб сбрасывали дырявые железные бочки. Грохот от них стоял страшный: люди в панике разбегались кто куда, а самолеты, сделав круг, улетали.
Прабабушка была направлена на Котовский завод, который производил снаряды. Их надо было развозить на узловые железнодорожные станции. Машина у нее была ГАЗ-АА – «полуторку». Свое название автомобиль получил благодаря грузоподъемности – полторы тонны. До войны эти машины вытащили на себе все масштабные стройки 1930-х годов, в тяжелые годы Великой Отечественной войны поддерживали «Дорогу жизни» по льду Ладожского озера и совершили множество других подвигов, после войны принимали участие в восстановлении народного хозяйства. У этих машин были свои плюсы и минусы. ГАЗ – АА – это поистине рабочая лошадка войны. Ее смело можно назвать символом Великой Отечественной войны. Шоферы-мужчины легко укрощали «полуторка», а вот женщинам-шоферам приходилось непросто. Эти машины не могли похвастаться большой мощностью, но зато выделялись неприхотливостью, тяговитостью и ремонтопригодностью. «Полуторки» ездили на всем, что горит, даже на керосине, правда, только в теплое время года. Их без конца чинили и латали, чтобы они оставались на ходу и помогали разгрому врага. Моя прабабушка проехала на «полуторке» по фронтовым дорогам тысячи километров и с благодарностью вспоминала машину, на которой ей пришлось воевать.
Завод, с территории которого нужно было забирать боеприпасы, постоянно обстреливался, а опасный груз нужно было доставить точно в срок. Но это еще было полбеды. Настоящая беда – дороги. Какие они тогда были! Все грунтовые, изрытые бомбежками. Тяжело было преодолевать эти дороги, особенно тяжело было после дождя, даже после самого маленького. Чернозем превращался в кашу, «полуторка» надолго застревала, приходилось и толкать, и тянуть. И неопытным молоденьким хрупким девушкам было нелегко. И страшно, когда за плечами полторы тонны взрывоопасного груза. Прабабушку и это не могло остановить. Она вела «полуторку» и думала только об одном: лишь бы не мина, лишь бы не подорваться!
Летом 1942 года после разгрузки снарядов на станции Кочетовка прабабушка попала под сильнейшую бомбежку. Машина была полностью уничтожена, а прабабушка контужена. Ее отправили в госпиталь. После излечения в госпитале ее направили на тамбовский завод «Ревтруд» («Революционный труд»). В 1919 году, когда вовсю бушевала Гражданская война, на базе нескольких артиллерийских мастерских был основан завод "Ревтруд". Предприятие производило оборудование оборонного значения, а когда война закончилась, перешел на выпуск мирной продукции: стал выпускать сковороды, печки-буржуйки, метрические гири, накидные ключи, слесарные тиски. С началом Великой Отечественной войны завод мгновенно перепрофилировался на выпуск снарядов к миномётам реактивно-залпового огня «Катюша», зенитных и пулемётных установок, автоматов системы Шпагина, гранат, переносных электростанций. Своим героическим трудом завод «Ревтрут» внёс свою посильную лепту в дело Великой Победы. Свою лепту внесла и моя прабабушка, Александра Дмитриевна Василевских, которая трудилась на заводе шофером. Прабабушке приходилось перевозить не только снаряды. Вспоминала, что как-то перевозила материю в тюках и очень боялась, чтобы по дороге не выкатился ни один тюк, а то могли и наказать: с этим было очень строго.
После войны прабабушка оказалась в Новомосковске, вышла замуж, работала в милиции. 43 года отдала этой службе. Еще работала в библиотеке. Прабабушка ушла из жизни 20 января 2006 года, за несколько лет до моего рождения, поэтому о прабабушке я знаю из рассказов своих близких. Мне рассказывали, что прабабушка, вспоминая о войне, рассказывала, что было очень страшно. Но всякий раз, садясь за руль «полуторки», прабабушка верила, что скоро война закончится, что скоро враг будет разбит, что скоро наступит мирная жизнь, о которой так все мечтали.
К большому сожалению, в нашей семье сохранилось всего лишь несколько фотокарточек прабабушки, где-то потерялись многие документы, фотографии. Мне очень жаль, что мои близкие так мало расспрашивали прабабушку о войне и не записывали ее рассказы. Я думаю, что она рассказала бы много невыдуманных историй.
Наша семья записала шофера легендарной «полуторки» Александру Дмитриевну Василевских в «Бессмертный полк». И каждый год 9 мая, в День Победы, она шагает с нами в одном строю, в одном строю со своими однополчанами, со своими боевыми подругами.

Я буду помнить о своей прабабушке. Когда вырасту, расскажу о ней своим детям, чтобы не прервалась эта ниточка, связывающая поколения прадедов, дедов, отцов, внуков и правнуков. Пусть каждая семья сохранит в веках имена своих героев – участников Великой Отечественной войны…

Кафтанов Кирилл
МБОУ «Центр образования № 9», 7 «Б» класс, город Новомосковск

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Фильчукова Татьяна Ивановна

Кафтанов Кирилл
Здравствуйте!
Я хочу подать заявку на конкурс эссе
Моя фамилия
имя
отчество
Дата моего рождения
Я живу по адресу
Моя образовательная организация называется
Я учусь в классе.
Мой телефон для связи
Фамилия моего научного руководителя
имя
отчество
должность
Его номер телефона
Свою работу и согласие родителей на обработку моих персональных данных прикрепляю файлами.
Перетащите один или несколько файлов в эту область
или выберите файл на компьютере
Выберите файл с расширением (doc, docx, rtf, jpeg, jpg, gif) и размером, не превышающим 10 МБ.
Загрузить файлы
Нажимая кнопку «Отправить заявку»,
я подтверждаю, что ознакомлен с условиями участия в конкурсе
и даю свое согласие на обработку персональных данных