Вернуться к историям
Подать заявку Меню
ЗАЩИТНИК  КУЛИКОВА  ПОЛЯ ЗАЩИТНИК  КУЛИКОВА  ПОЛЯ ЗАЩИТНИК  КУЛИКОВА  ПОЛЯ

ЗАЩИТНИК КУЛИКОВА ПОЛЯ

01.06.2021
В  далеком  1911 году  в  стихотворении  «Два  века»  А.  Блок  написал  провидческие  строки:

«Двадцатый  век… Еще  бездомней,
Еще  страшнее  жизни  мгла
(Еще  чернее  и  огромней
Тень  Люциферова  крыла)».

Если  бы  он  мог  знать  насколько  окажется  прав!
Первая половина ХХ века стала для России  периодом  тяжелых  испытаний  и невероятного взлета. Три  революции,  следовавшие  одна  за  другой  буквально  взорвали  весь  многовековой  уклад  жизни.  В результате этих потрясений радикально поменялась экономика, культура и общественно – политический строй, идеология огромной страны.
Экономические преобразования, стоившие неимоверного напряжения сил всего народа, происходили на фоне непрекращающихся войн с внешним миром, начиная с войны с Японией в 1905 году.
Но самым страшным испытанием стала, конечно, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Наш поселок Куркино, центр одноименного района, расположился на самой юго-восточной окраине области. К осени 1941 года половина района уже была оккупирована немцами…
«22 июня 1941 года. Теплое солнечное утро. Время сенокоса. Все было готово к страде. Мы, старшеклассники Куркинской средней школы, накануне  принимали участие в игре «Зарница», взрослые – в занятиях по гражданской обороне. Как сладко спалось в то летнее утро, как не хотелось верить громкоговорителю, голосом Левитана известившего страну о войне… Прошло два дня. Военком Суханов вручил добровольцам командировочные предписания в распоряжение Московского военного округа… Через неделю после начала войны, 30 июня 1941 года, собрался пленум районного комитета партии. Один из секретарей РК ВКП(б) А.И. Хлебников сделал сообщение о проведении оборонительных работ, создании групп самозащиты, и был утвержден личный состав истребительных батальонов: в райцентре – 68 человек, при Михайловской МТС – 35 человек, при Птанской – 24». (Очерки  из  истории  Куркинского  края. – Тула, 2004 г.)
События  развивались  стремительно.  Каждый  день  радио  приносило  недобрые  вести  о  сдаче  врагу  советских  городов. С прилавков магазинов  исчезли почти  все  товары,  особенно  длительного  спроса:  соль,  спички,  сахар,  мыло.  Потянулись  с запада  беженцы.
Уже  в  конце  сентября  немецкая  танковая  армия  нанесла  удар  по  Туле  и  Кашире,  стремясь  охватить  Москву  с  юго-востока  и  востока.  Таким  образом  немецкий  танковый  клин  оказался  на  территории  нашего  Куркинского  района  и вплотную  приблизился  к  первому  ратному  полю  России – Куликову.
«В  ходе  выполнения  боевого  задания  мне   пришлось  быть  свидетелем  самых  напряженных,  можно  сказать  критических,  дней  нашей  прифронтовой  полосы.  В  Куркино  и  ближайшие  населенные  пункты  со  дня  на  день  ожидался  приход  врага.  Но  кругом  царило  спокойствие  и  деловитость.  Никакой  паники… Прошли  десятилетия,  но  я  до  сих  пор  не  перестаю  восхищаться  тем  энтузиазмом,  энергией  и  мужеством,  которые  проявили  коммунисты Куркино  в  дни  оборонительного  сражения»- писал  впоследствии  в  книге  «Земля  в  огне»  Маршал  Советского  Союза  И.И. Якубовский.
В  считанные  дни  Куркинский  район  оказался  наполовину  оккупированным.  Ожесточенные  бои  продолжали  вестись  под  деревней  Моховое,  близ  Куликова  поля,  в  Михайловском  и  на  Птани. Немцы  бесчинстовали в  деревнях  и  селах.
Свидетелем  и  непосредственным  участников  тех  событий  стал  17- летний  паренек  из  с. Михайловское  Вячеслав  Бунин.
Родился  Слава  Бунин  8  мая  1924  года  в  Куркино  в  семье  Григория  Ивановича  и  Елизаветы  Сергеевны  Курносовых.  Для  отца  это  был  второй  брак.  После  смерти  первой  жены  у  него  осталось  девять  детей,  поэтому  спустя  короткое  время  он  женился  на  молоденькой  девушке  Елизавете. В  браке  родилось  еще  двое  детей.  Последним  одиннадцатым  был  Слава.  Недолго  продлилось  семейное  счастье  Григория  Ивановича.  Через  два  года  после  рождения  сына  Елизавета  Сергеевна  заболела  туберкулезом  и  скоропостижно  умерла.  Несчастный  муж  не  смог  справиться  с  новым  горем  и  вскоре  последовал  за  женой.  В  семье  остались  четверо  малолетних  неопределенных  детей,  которых  разобрали  многочисленные  родственники.
Самый  младший,  двухлетний  Слава  оказался  в  молодой  бездетной  семье  Николая  Михайловича  и  Валентины  Сергеевны  Буниных.  Валентина  Сергеевна  была  родной  племянницей  отца  Славы,  т.е.  приходилась  последнему  двоюродной  сестрой. О  том,  что  он  не  родной  сын  в  семье  Буниных  Слава  узнает  уже  будучи  в  подростковом  возрасте.
А  пока  молодая  семья  Буниных  с  маленьким  сыном,  чтобы  сохранить  тайну,  переезжает   в  с. Михайловское  Куркинского  района.
Приемная  мама,  как  и  родной  отец  Славы  происходила  из  крепкого  купеческого  рода  Курносовых,  владевших  в  Куркино  до  революции  многими  торговыми  рядами.  Она  кичилась  перед  мужем  знатным  происхождением  и  воспитывала  сироту  соответственно  своим  представлениям.  
Вот  как  он  вспоминает  свое  детство  в  книге  «Споры  о  прошлом  и  Михайловская  явь».  «Рос  я  ребенком  покорным  и  послушным,  но  проявлял  свой  характер   в  чрезвычайной  любознательности.  Очень  рано  научился  читать  и  писать,  и  поглощал  без  разбора  все  детские  и  взрослые  книги.  К  моменту  поступления  в  школу  я  перечитал  всю  классику… Любил  рисовать,  вначале  копировал  картинки  из  книг,  позже  стал  делать  этюды  полюбившихся  Михайловских  уголков…
С  другими  мальчишками  и  девчонками – моими  ровесниками,  нашими  соседями  по  улице, - мне  играть  строго – настрого  запрещалось,  де  они  невоспитанные,  и  от  них  можно  набраться,  не  дай  Бог,  дурных  привычек…
По  всем  религиозным  праздникам  посещал  вместе  с  матерью  богослужения  в  церкви,  читал  молитвы,  молился  и  соблюдал  все  церковные  обряды».
В  7  лет  у  Славы  проявилась  наследственность  со  стороны  родной  матери.  Он  заболел  туберкулезом.   Первый  класс   пришлось  пропустить.  Но  ввиду  его  начитанности  и  общего  развития  начал  он  учиться  сразу  во  втором.  Родители  бесконечно  дорожили  единственным  ребенком.  Специально  завели  в  хозяйстве  козочек.  Так  своевременное  лечение,  парное  молоко,  мед,  а  главное  бесконечная  любовь  родителей  поставили  мальчика  на  ноги.  Обязательную  четырехклассную  школу  он  оканчивает  на  одни  «пятерки».  Об  этом  периоде  он  пишет:  «По  строгому  запрету  набожной  матери,  мне  не  удалось  стать  октябренком,  несмотря на  то,  что  я  очень  хотел  этого,  и  завидовал  своим  сверстникам – октябрятам.  Тем  не  менее  моя  учительница – Екатерина  Алексеевна  уговорила  мать,  чтобы  та  разрешила  мне  участвовать  в  летнем  детском  лагере.  Мы  жили  в  палатках,  питались  в  общей  столовой  под  открытым  небом,  ходили  в  туристические  походы,  познавая  свой  край,  жгли  по  вечерам  костры,  вокруг  которых  организовывались  танцы,  вечера  художественной  самодеятельности,  не  обходившиеся  без  моего  участия.  В  дневное  время  «мертвого  часа»  всегда  организовывались  спортивные  игры.  Моими  любимыми  были:  лапта,  скакалки,  салочки  и  прятки.  Время, проведенное  в лагере,  совместная,  повседневная  жизнь  с  ребятами  и  девчонками  произвели  на  меня – домашнего  затворника – неизгладимое  впечатление».
Дальнейшая  учеба  давалась  парню  также  легко. И  здесь  он  отдает  дань   уважения  своим  великолепным  преподавателям,  людям,  имевшим  опыт  работы  в  царских  гимназиях,  обладавших  необыкновенными  человеческими  качествами,  бесконечно  любившим  свои  предметы  и  простых  деревенских  детей.  Любимыми  предметами  Вячеслава  стали  русский  язык  и  литература.  Класным  руководителем  его  была  немка  по  происхождению,  преподававшая  немецкий  язык.  Она  имела  огромный педагогический  стаж  и  наследовала  все  лучшие  черты  дореволюционной  школы,  заражала  ребят  своей  энергией,  бесконечной  убежденностью в  необходимости  изучения  иностранных  языков.  Заражаясь  ее  стастностью  ученики  преодолевали  инертность  к  языку   и  осваивали  предмет  на  приличном  уровне.  Это  сыграет  существенную  роль  в  последующих  событиях.
А  пока  неожиданно  рано  умрет  все  от  того  же  туберкулеза  отец.  Парню  придется  искать  возможность  помогать  семье. За  небольшую  плату  он  подтягивал  в  учебе  детей  обеспеченных  родителей,  писал  вывески  для  магазинов,  копировал  лубочные  картинки,  которые  продавал  потом  на  рынке,  плел  из  ивовых  и  ольховых  веток  маты  для  покрытия  молодых лесопосадок,  собирал  для  продажи  ягоды  и грибы.  А,  между  тем,  по  земле  уже  шагал  грозный  1941  год.
Вячеславу – 17.  Он  только-только  закончил  9  класс.   О  начале  войны  узнал  вечером,  возвратившись  с  работы  из  Михайловского  леса.  Те  же  вопросы  в  голове,  что  у  миллионов  сограждан.  «Что  с  нами  будет?  Как  мы выдюжим  свалившуюся  на  нас  беду?» В  начале  сентября  отменили  занятия  в  школе,  многие  учителя  ушли на  фронт.  А  он  с  каждым  днем  неудержимо  приближался  к  селу.
Так  случилось, что  «жителям  села  Михайловского пришлось  испытать  весь  ужас  фашистского  нашествия.  Гитлеровцы  ворвались  в  село 21  ноября  1941  года,  но  им пришлось  вести  упорные  бои  с  советскими  воинами  из  212  дивизии,  которые  сражались  на  территории  Куркинского  района.  Советских  войск  здесь  было  немного.  Это  были  отважные  бойцы  из  3-й  Армии  Юго-Западного  фронта,  сильно  утомленные  предыдущими  боями  с  врагом.  
В Михайловском, по-видимому, находился штаб 18 мотомеханизированной  немецкой  дивизии,  поэтому  бои  здесь  носили более  напряженный  характер,  чем  в  других  селениях  района.  Гитлеровцы  грабили  население, издевались  над  советскими  людьми,  убили  нескоторых  мирных  жителей  села.  Уже  перед  отступлением  выгнали  всех  женщин  и  детей  из  Михайловского  в  деревню  Филипповку  и  сожгли  почти  все   дома.» (Очерки  из  истории  Куркинского  края, - Тула, 2004 г.)
Вот  как   эти  события  в  книге  «Споры  о  прошлом  и  Михайловская  явь» описывает Вячеслав Николаевич:  «Бои  с  каждым  днем  приближались  к  Михайловскому.  Взрывы  артиллерийских  снарядов  и  падающих  бомб  слышались  все  громче  и  громче.
И  вот  однажды,  пасмурным  ноябрьским  днем  21-го  по,  непокрытой  еще  снегом,  но  промерзшей  земле  на  противоположном  берегу  Непрядвы  в  поселках  Рыльском  и  Крамском  с  запада  от  направления  села  Ростова  появились  немецкие  мотоциклисты,  бронетранспортеры,  танки,  причем,  они  двигались  вперед  без  единого  выстрела.  Никто  им  сопротивления  не  оказывал.  Наших  войск  в  Михайловском  и  окрестностях  ни  в  то  день,  ни  накануне  видно  не  было…
Немецкая  колонна  двигалась  непрерывной  лавиной;  в  село  они  не  заворачивали  в  связи  с  тем,  что  мосты  через  Непрядву  были взорваны,  а вода  в  реке  еще  не  достаточно  замерзла.  Но  такое  положение  продлилось  не долго:  выпал  снег  и  вдруг  неожиданно  из-за  наших  тылов  со  стороны  Чудновки  ударили  залпы  орудий…  В  Крамском  вспыхнули  пожары.  Первое  время  немцы  не  отвечали,  затем  развернули  свои  танки  и  артиллерию  и  стали  палить  по  нашим.  Снаряды  неслись  в  ту  и  другую  сторону  над  нашими  головами.  Немецкие  удары  приходились  по  расположенной  выше  Чудновке,  где,  видимо  окопались  подошедшие  сюда  части  и  загорелись  соломенные  крыши  слободы.  Село  пока  не  трогали,  но,  тем  не  менее,  чтобы  укрыться  от  непрекращающейся  кононады,  мы  с  матерью  вынуждены  были  спасаться  в  погребе.  
Бой  длился  в  течении  всего  дня.  Когда  я  выглянул  вечером  на  улицу,  Крамское  и  Рыльское  полыхали  пожарами,  немало  их  было  и  в  Чудновке..  Таким  образом  мы,  как  бы   находились  в  огненном  кольце.  К  утру  следующего  дня  все  стихло.  Мы  перебрались  в  дом.  Отметили  патрулирующих  по  улице  немецких  солдат».  
Первым  делом  немцы  прошлись  по  селу  в  поисках  теплых  вещей:  одеял,  тулупов,  валенок,  шапок-ушанок,   отбирали  съестные  припасы.  Неоднократно  заходили  в  дом  Буниных,  но  так  как  брать  там  было  нечего  убирались  во  свояси  ни  с  чем.  Их  постоянный  пост  находился  рядом,  т.к.  здесь  был  уцелевший  мосток  через  речку  Ситка.  Однажды  в  дом  погреться  пришел  молодой  немец  из  охранения,  на  нем  была  легкая  шинелька,  не  спасавшая  от  лютых  русских  морозов.  Слава,  почти  ровесник  незванного  гостя  решил  завести  с  ним  разговор,  и ,  к  своему  удивлению  и радости  обнаружил,  что  они  вполне  понимают  друг  друга. Это  общение  продолжалось  всякий  раз,  когда  немец  приходил  на  пост.  Однажды  в  разговоре,  он  случайно  проговорился  о  планах  немецкого  командования  разгромить  символ  непобедимости  русского   оружия – колонну  на  Куликовом  поле.  Конечно  немцам  было  хорошо  известно  значение  Куликова  поля  для  каждого  русского  челевека  ,  поэтому  они  и  стремились  уничтожить  нашу  святыню.  Однако  военная  обстановка   складывались  так,  что  их  действующие  части  не  смогли  пробиться  к  полю   и  значит  взорвать  колонну  могла  только  отдельная  разведывательно-диверсионная  группа.
Подтверждение  этому  находим  опять  же  в  книге  И.И. Якубовского.
«С  теми  краями,  где  находилось  поле  русской  боевой  славы,  связаны  некоторые  мои  воспоминания  о  событиях  осени сорок  первого  года.  Военная  судьба  забросила  меня  тогда  в  районный  центр  Куркино – старинный  поселок,  расположенный  километрах  в  шестидесяти  юго-западнее  Богородицка… Нам вменялось в обязанность следить за  действиями  противника..  и  рекогносцировать  рубежи  для  возможного  развертывания  наших  войск.  В  ходе  выполнения  этих  задач  мне  пришлось  побывать  и  на  Куликовом  поле…  Памятникам,  сооруженным  на  Куликовом  поле  грозила  гибель».
Получив  важные  сведения  о  намерениях  оккупантов,  Вячеслав  находит  возможность  срочно  передать  их  разведчикам  175  стрелковой  дивизии  3-й  Армии  генерала  Белова  Юго-западного  фронта.  Передовые  подразделения  этой  дивизии  своевременно  организовали  неприступный  заслон  в  районе  Красного  холма  и не  подпускали  к  нему  врага  на  расстояние  ближе  10  километров,  чтобы  максимально  снизить  эффективность  дальнобойной  артиллерии  противника.  А  уже  6  декабря  1941  года  Красная  Армия  в  этом  районе  перешла  к  активному  контрнаступлению,  обеспечивая  позорное  изгнание  фашистских  оккупантов  с  нашей  земли.  Вновь  через  века  выстояло  Куликово  поле.  Вновь  была   продемонстрирована  сила  русского  оружия  и  сила  духа  русского  воина.
Вновь  процитируем    И.И.  Якубовского:
«В  конце 1941 начале 1942  годов  произошло  событие  огромного  военно-политического  значения.  На  Полях  Подмосковья  в  жестоком  единоборстве  столкнулись  главные  силы  воюющих  сторон.  В  героическом  оборонительном  сражении  советские  войска  совместно  с  партизанами  и  их  ополченцами  при  активной  помощи  всего  населения  столицы  и  подмосковных  городов  и  сел,  отстаивая  каждую  пядь  родной  земли,  обескровили  ударные  группировки  противника  и  вынудили  их  перейти  к  обороне».  
А  наш  юный  герой  получил  от  командования  справку  на  получение  медали  «За  оборону  Москвы»,  а  позже  и  саму  медаль.  И  это  стало  началом  его  героического  пути.  
В  1942  году    В.Н.  Бунин  окончил  ускоренный  курс  1-го  Ростовского  артиллерийского  училища  противотанковой  артиллерии.  Полк,  в  котором  пришлось  служить  нашему  земляку  отличился  на  Курской  дуге,  при  освобождении Киева,  Западной  Украины,  Польши.  Принимал  участие  в  освобождении  Праги,  в  Берлинской  наступательной  операции.  Войну  Вячеслав  Николаевич  закончил  гвардии  старшим  лейтенантом. Его  грудь  украшали  орден  «Красной Звезды»,   медали   «За  Победу», «За  оборону  Москвы»,  «За  освобождение  Польши»,  «За  освобождение  Чехословакии»,  впоследствии  прибавились   два  ордена  «Отечественной  войны».  
После  расформирования  полка,  молодой  фронтовик  ,перешел  на  службу  в  войсковую  разведку   ГРУ ГШ.  В  1960  году  окончил  Военно-дипломатическую  академию  ГШ ВС,  дважды  находился  в  длительных  командировках  в  Японии,  где  возглавлял  крупные  резидентуры,   был первым секретарем и советником Посольства СССР в Токио.  В  общей  сложности  посвятил  службе  в  ГРУ около  40  лет.  Последняя должность - заместитель начальника Управления Главного управления Генерального штаба СА, генерал-майор в отставке.
Закончив  службу  в  армии,  Вячеслав  Николаевич  20  лет  проработал  в  Институте  Дальнего  Востока  АН  СССР,  в  японском  отделе.  Защитил  кандидатскую  и  докторскую  диссертации.  Последняя  должность – руководитель  центра  японских  исследований.  По  долгу  службы  побывал  во  многих  странах  Азии  и  США.
Он  являлся  одним  из  ведущих   специалистов  по военной политике Японии, проблемам  мира и безопасности в АТР, процессам формирования нового международного порядка в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В.Н. Бунин – автор более 120 научных трудов, четырех монографий («Новые моменты в эволюции военной доктрины Японии», «Япония в военно-политической стратегии США в АТР», «Япония в процессе формирования новой модели безопасности в СВА», «Новая роль Японии в союзе безопасности с США на ХХI век»), двух  аналитических  справочников  по вооруженным  силам  Японии.
1995-1996 – руководитель научного проекта  «Япония и перспективы формирования системы безопасности в АТР».
В 1995 году совместно с экспертами США, Японии, КНР и РК   Вячеслав  Николаевич  принимал участие в разработке проекта концепции создания зоны, свободной от ядерного оружия в СВА.
Он  был  участником   многочисленных  международных  научных конференций  и симпозиумов. Владел  японским, английским и немецким языками. После  ухода  из  ИДВ РАН  занимался  публицистикой.  Опубликовал  более  30  книг  по  истории  России,  Второй  мировой  войны,  малой  родины  и  др.
Свою  любовь  к  Японии  передал  сыну – Сергею Вячеславовичу,  который окончив  МГИМО,  много  лет  прожил  в  Японии,  работая  журналистом  газеты  «Труд».
Вячеслава  Николаевича  Бунина  не  стало  9 октября 2012 года.
Казалось  бы  столько  лет  все  о  войне…,  а  не  проходит  эта  боль,  не  заживает  эта  рана.   И  мы  вновь  и  вновь  вспоминаем  подвиги  героев – большие  и  малые,  свершенные  командармами,  рядовыми  солдатами  и  простыми  юношами  и  девушками – нашими  ровесниками,  такими  как  Вячеслав Бунин  в  страшный  для  Родины  час.
В  этой  памяти  заключена  наша  беззаветная любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных  святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению  своей  семье,  своему  народу,  своей  Родине.
Бесценным, поистине  неисчерпаемым  источником  для  нас,  современной  молодежи  является история Великой Отечественной войны,  она  дает уникальную  возможность  каждому  лично  соприкоснуться  с  великим подвигом  старших  поколений, ответить  самому  себе на  вопрос: «А  я  бы  смог…?»
Книги  В.Н. Бунина  из  фондов  Куркинского  краеведческого  музея:
1.    Бунин, В.Н. Баллада о друзьях. – М., 2004.
2.    Бунин, В.Н. Вячеслав Бунин оппонирует Ивану Бунину. – М., 2005.
3.    Бунин, В.Н. Великая победа. – Челябинск, 2010.
4.    Бунин, В.Н. Исторические хроники становления Государства Российского. В 3 т. – М., 2005.
5.    Бунин, В.Н. Непризнанное родство.
6.    Бунин, В.Н. Споры о прошлом и Михайловская явь. – М., 2010.
7.    Бунин, В.Н. Сто ликов Фудзи. Село Михайловское. – М., 2005.
8.    Бунин, В.Н. Театрал. – М., 2003.
9.    Бунин, В.Н. Фронтовая сага. – М., 2005.
10.    Бунин, В.Н. Японо-американский союз безопасности. – М., 2000.

Архипова Виктория
МОУ Куркинская СОШ №1, 9 класс, поселок Куркино

Научный руководитель: библиотекарь МОУ Куркинская СОШ №1 Юдаева Елена Алексеевна

Архипова Виктория
Здравствуйте!
Я хочу подать заявку на конкурс эссе
Моя фамилия
имя
отчество
Дата моего рождения
Я живу по адресу
Моя образовательная организация называется
Я учусь в классе.
Мой телефон для связи
Фамилия моего научного руководителя
имя
отчество
должность
Его номер телефона
Свою работу и согласие родителей на обработку моих персональных данных прикрепляю файлами.
Перетащите один или несколько файлов в эту область
или выберите файл на компьютере
Выберите файл с расширением (doc, docx, rtf, jpeg, jpg, gif) и размером, не превышающим 10 МБ.
Загрузить файлы
Нажимая кнопку «Отправить заявку»,
я подтверждаю, что ознакомлен с условиями участия в конкурсе
и даю свое согласие на обработку персональных данных