Вернуться к историям
Подать заявку Меню
СТАЛИНОГОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАЛИНОГОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАЛИНОГОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАЛИНОГОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАЛИНОГОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАЛИНОГОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

СТАЛИНОГОРСКИЕ ЛЁТЧИКИ – ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Есть понятия, которые святы для каждого человека. Это Родина, семья, память, история. Изменение отношения к любому из них - это путь к потере своей национальной и личной индивидуальности,
культуры, традиций. Особенно актуальна эта проблема в последнее время, когда делаются многочисленные попытки переписать историю, подвергнуть сомнению итоги Второй мировой войны, пересмотреть
вклад нашей страны в Великую Победу. Бесспорно, эти попытки преступны, потому что открывают
путь для возрождения нацизма. И поэтому мы обязаны защитить правду, отстоять подвиг, достоинство,
доброе имя живых и павших. Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый
человек будет знать и помнить о тех страшных событиях.

Большой вклад в победу советского народа над фашистской Германией внесли военно-воздушные
силы, основу которых составляла фронтовая авиация. Вместе с другими родами войск она наносила
сокрушительные удары по живой силе и технике противника. В ожесточенных воздушных боях и сражениях наши летчики громили хваленую немецко-фашистскую авиацию. С самого начала военных
действий на всем советско-германском фронте развернулась борьба за господство в воздухе.


«Молодежь - на самолеты!» Такой клич был брошен в начале 30-х годов в связи с тем, что в нашей
стране бурно развивалась авиационная промышленность. И случилось так, что выпуск самолетов разных типов опережал подготовку «летающих кадров».


Восполнить этот пробел было поручено Осоавиахиму - Обществу содействия обороне, авиации и
химическому строительству. 11 декабря 1932 года в индустриальном районе Сталиногорска (ныне Новомосковск) была открыта школа планеристов по подготовке летчиков и парашютистов. На конкурсной
основе набирали курсантов, ведь в них виделись будущие летчики-истребители. Не просто здоровье
требовалось, но и прочная нервная система, бесстрашие, отменный «вестибулярный аппарат» и стопроцентное зрение. Началось теоретическое обучение. Дисциплины были сложные. Одновременно изучали наставление по производству полета, топографию, включая воздушно-наземное ориентирование. В лётную подготовку курсантов входило «воздушное крещение» - полёт с инструктором, полёты по кругу,
в зоне, а затем самостоятельные полеты. Самый первый такой полёт считался «рождением лётчика».


Первый набор аэроклуба состоял всего из 21 выпускника планёрной школы, потому что на тот
момент аэроклуб располагал всего двумя самолётами У-2, тремя планерами и четырьмя инструкторами. В декабре 1936 года школа планеристов была преобразована в аэроклуб, который стал называться
«Сталиногорский аэроклуб ОСОАВИАХИМа имени Героя Советского Союза М. Бабушкина» в честь
героя-челюскинца, побывавшего в своё время в нашем городе.


Аэроклуб развивался стремительно. К 1939 году в нём было около 40 самолетов У-2. Ежегодно
выпускалось до ста лётчиков. Весной 1941 года все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский, влились в состав 3-й военной школы первоначального обучения летчиков, которая базировалась в Сталиногорске.


Началась Великая Отечественная война. Программа занятий была уплотнена, учебные часы продлены, школу перевели на режим военного положения. С этого момента курсантов набирали по направлению военкоматов с полным отрывом от производства. Это уже была военная школа.
За годы своего существования (1934-1945) Сталиногорский аэроклуб подготовил сотни лётчиков
и парашютистов, которые прославили Родину в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Шестнадцать из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Николай Иванович Арчаков, Василий Сергеевич Батяев, Сергей Тимофеевич Вагин, Борис Иванович Карасёв, Александр Алексеевич Карпов, Николай Гаврилович Кудрявцев, Николай Алексеевич Луньков, Иван Александрович Мальцев, Николай Прокофьевич Мирошниченко, Николай Тихонович Полукаров, Григорий Павлович Полуянов, Николай Михайлович Трегубов, Константин Михайлович Трещёв, Василий Константинович Фалин, Иван Павлович Чечулин и Дмитрий Михайлович Шаров.


В ходе работы мы исследовали архивы и личные материалы всех шестнадцати героев-лётчиков. У каждого -
своя уникальная история. И мы хотели бы рассказать вам
о некоторых из них.


Николай Иванович Арчаков родился 27 августа 1913 года в селе Телятники Пронского района Рязанской области в семье крестьянина. Нелёгким был его путь в небо. Совсем мальчишкой начал он
трудовую жизнь. Затем были учёба в вечерней школе, работа на торфоразработках, на строительстве
завода, в торговой сети, а с 1935 года он занимался в аэроклубе. Здесь навсегда полюбил он величавую,
глубокую и таинственную синь неба.


Воевать он начал рядовым пехоты. На подступах к Москве принял боевое крещение. Но мечта о
небе не оставляла. И вот после краткосрочной переподготовки Николай попал в «семью» штурмовиков. Начав с рядового бойца, он вырос до командира штурмовой эскадрильи. За год его командования
эскадрилья произвела свыше 1000 боевых вылетов. Принимая участие в освобождении Прибалтики и в
боях за Восточную Пруссию, капитан Арчаков совершил 162 боевых вылета, уничтожил и повредил 138
орудий, 55 автомобилей, 6 танков, 3 самолёта, 35 миномётов, 25 дзотов, много живой силы противника.
За мужество и воинскую доблесть ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Скончался Николай Иванович 7 ноября 1961 года, похоронен в Санкт-Петербурге.
Через 53 года после Победы Звезда Героя была вручена нашему земляку - лётчику-истребителю,
полковнику Борису Ивановичу Карасёву.


Он родился в деревне Рига-Васильевка в крестьянской семье, где было 11 детей. Борис в 15 лет
пошёл работать на ЗИЛ, начал учиться на электромонтёра в ФЗУ. Затем стал работать электромонтёром
на ГРЭС и одновременно занимался в аэроклубе, изучал теорию и практику лётного дела.


В 17 лет будущий ас поднял в воздух свой первый самолёт У-2, а в 20 лет поступил в Качинскую
Краснознамённую военно-авиационную школу лётчиков. После лётной школы он начал службу в 88-ом
истребительно-авиационном полку под Винницей, где и встретил войну командиром звена истребителей И-16.
Трижды на него приходила с фронта похоронка, но судьба берегла героя. Были в его биографии
Львовско-Сандомирская операция, бои под Краковым, Бригом, Котбусом, Дрезденом, штурм Берлина,
уничтожение последней группировки немцев в Карпатах. И были награды - 7 орденов и 23 медали. «На
очереди, - писал В. Большаков в статье «Похороненный трижды заживо». - По заслугам должна быть
«Золотая Звезда», которую вручали тогда лётчикам-истребителям, имеющим не менее 100 часов боевого
полёта. У Бориса их было уже 500! Да плюс 13 сбитых самолётов в личном бою. А награды он тогда так
и не был удостоен».


После войны Борис Иванович Карасёв учил молодых лётчиков нелёгкому ремеслу. За свою лётную
жизнь он освоил более 15 типов самолётов. В послевоенные годы он работал в Москве, в Генеральном
штабе ПВО. Выйдя в отставку, стал работать в аэропорту «Шереметьево», обеспечивая управление движением самолётов и безопасность их полётов. На одном посту он пробыл 32 года. Частенько в эти годы
Борис Иванович проводил свой отпуск в родной Риге-Васильевке.


В 1997 году после обращения группы однополчан Карасёва к президенту Российской Федерации
заслуженная награда нашла героя. Указом от 22 сентября 1997 года Президент РФ за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов, присвоил звание Героя Российской Федерации полковнику в отставке Карасёву Борису
Ивановичу. Скончался Борис Иванович 29 августа 2011 года.


 Герои неба! Вы сражались
В боях воздушных до конца.
Расправив крылья птиц железных,
Взмывали ввысь под небеса.
Своей отвагой, силой воли
Врагов сумели победить,
Чтобы сегодня наши дети
Могли спокойно, мирно жить.


 Эти строчки о тех, кто в годы Великой Отечественной воевал в небе – о лётчиках,
внёсших свой личный вклад в общую копилку Победы. Везде было нелегко в те годы:
война шла на суше, море и в небе. И везде нужны были мужество, решимость, мастерство, самоотверженность. Все эти качества проявили тысячи советских лётчиков-истребителей! В годы войны заслонили собой небо Родины, став легендарными советскими асами, выпускники Сталиногорского аэроклуба, которые навеки вписали свои имена в героическую летопись 1941-1945 годов, закончившуюся Победой!

Архипов Игорь Белозеров Олег Любина Ангелина Никитина Ангелина Тормозов Илья
МБОУ «Центр образования №9», 7 класс город Новомосковск

Научный руководитель: заместитель директора по воспитательной работе Фомичева О.А., учитель русского языка и литературы Кочарян Н.Е.

Архипов Игорь Белозеров Олег Любина Ангелина Никитина Ангелина Тормозов Илья
Здравствуйте!
Я хочу подать заявку на конкурс эссе
Моя фамилия
имя
отчество
Дата моего рождения
Я живу по адресу
Моя образовательная организация называется
Я учусь в классе.
Мой телефон для связи
Фамилия моего научного руководителя
имя
отчество
должность
Его номер телефона
Свою работу и согласие родителей на обработку моих персональных данных прикрепляю файлами.
Перетащите один или несколько файлов в эту область
или выберите файл на компьютере
Выберите файл с расширением (doc, docx, rtf, jpeg, jpg, gif) и размером, не превышающим 10 МБ.
Загрузить файлы
Нажимая кнопку «Отправить заявку»,
я подтверждаю, что ознакомлен с условиями участия в конкурсе
и даю свое согласие на обработку персональных данных