Вернуться к историям
Подать заявку Меню
ПУСТЬ НЕ ГАСНЕТ ПАМЯТИ СВЕЧА ПУСТЬ НЕ ГАСНЕТ ПАМЯТИ СВЕЧА

ПУСТЬ НЕ ГАСНЕТ ПАМЯТИ СВЕЧА

Мы постоянно задумываемся над вопросом: как могли женщины, проводив своих
мужей на фронт, оставшись с малыми детьми, вынести такие тяжёлые годы войны. Как дети,
ещё толком не понимавшие всей действительности, смогли пережить и глубоко прочувствовать боль и тяжесть потерь и расставаний. Как могли?

Ответить на этот вопрос может далеко не каждый человек. но рядом с нами живут люди,
у которых до сих пор перед глазами встают страшные картины войны. Военные годы оставили неизгладимый след в их памяти. мы часто видим на их лицах слёзы. Это слёзы не только горя, но и радости. они счастливы только от одной мысли: в стране царит мир и спокойствие, улыбаются дети. Сейчас таких людей мы с уважением называем ветеранами Великой
Отечественной войны, тружениками тыла. Все они – герои Великой войны. к сожалению,
их остаётся очень мало. и каждое воспоминание этих людей для нас, их потомков, бесценно.


Однажды мне посчастливилось побывать в гостях у ветерана Великой отечественной
войны, труженицы тыла Прусаковой Антонины Сергеевны. Этой удивительной женщине
многое пришлось испытать на своём веку. она всегда готова поделиться воспоминаниями
о своём детстве, о тех тяжёлых военных годах. Буквально за один вечер мне удалось не только глубоко окунуться в историю её родного края, но также поближе познакомиться с её замечательным творчеством, посмотреть семейный фотоальбом.


Прусакова Антонина Сергеевна родилась в 1930 году в деревне малаховка. когда началась война, ей было всего 10 лет. её отца, краснобаева Сергея Васильевича, в первые дни войны забрали на фронт. Она с трудом вспоминает тот день разлуки . и вот что она говорит:
«Воспоминания вновь приводят к тем дням, когда женщины провожали своих кормильцев,
наших отцов, в дальнюю дорогу. Провожали всей деревней и давали наказ: «бейте непрошенных гостей и возвращайтесь с победой!».


Отец наш сначала работал в москве, потом приехал в город Донской и стал работать
на хлебозаводе. ему шёл 35-й год. ему удалось взять мне путёвку в пионерский лагерь, который находился на бобрик-горе. мне очень нравилось там. и вот однажды он приехал ко мне и сказал, что началась война. Я тогда плохо понимала, что
означает это слово – «война». он обнял меня и произнёс:
«Прощай, дочурка! Я ухожу на фронт...» Я долго бежала за
ним… он скрылся вдали. Это была моя последняя встреча
с отцом. он часто приходит ко мне во сне, разговаривает…
но это только во сне».


С тех пор матери, краснобаевой наталье Антоновне,
одной пришлось воспитывать пятерых детей. Антонина
Сергеевна была старшим ребёнком в семье. Это возлагало
на неё большую ответственность. она старалась во всём
быть правой рукой своей матери, чтобы хоть как-то облегчить её участь. Всё своё детство Антонина Сергеевна восхищалась женской силой духа. В своём рассказе «низкий
поклон вам», написанном в жанре письма, она восхваляет
труд женщин, их руки. и не просто женщин, а матерей.


Низкий поклон вам

 Ушли отцы, мужья на фронт, их заменили женщины. Они и землю пахали, и сеяли вручную.
Выходили рано утром в поле, брали с собой лукошко с семенами; посеяли и ждут всходов. Время
идёт и вот наступает пора жатвы. Первой убирали рожь, а потом озимую пшеницу. За спинами жниц ровными рядами лежали скошенные колосья. Тяжело было работать, солнце пекло, не
спасал даже белый платок на голове. Тогда на помощь прибегали дети и подростки. Они брали
в руки грабли, собирали скошенное в снопы. Затем сучили свяло и только потом связывали сноп.
И чтобы сохранить снопы ржи, пшеницы, овса, гречихи, успевали сложить в копны, и скирды,
свезти на нужное место, где всё это обмолачивалось.

 А каким вкусным был хлеб, приготовленный натруженными материнскими руками. Хлебный дух наполнял избу. Открывалась заслонка и испеченные караваи занимали своё место на
столе. И не зря говорят, что хлеб всему голова. Есть хлеб – есть жизнь, есть радость.
Всё выдержали женщины, выстояли. Успевали и на фронт писать: «У нас всё хорошо, мы
вас ждём. Бейте врага и возвращайтесь с победой». А сколько кисетов сшила она, шили и дети.
Вот только доходили ли эти весточки до фронта, никто не знает. Мечтала она о счастливой
жизни, а ночью, чтобы скрыть от постороннего глаза свою печаль, роняла на подушку слезу
и корила злодейку-судьбу.

 Сельский житель чаще всего вспоминает свою малую Родину, свой дом, свою семью. Но многим не суждено было вновь увидеть родные края. И где застала солдата стальная пуля, где пришлось сложить свою голову?

 Получала женщина похоронки-извещения и валилась с горя. Но надеяться не на кого, снова
брала себя в руки, сжималась в комок и принималась за дела. Не верила она, что уже никогда не
увидит отца своих детей, и, несмотря ни на что, продолжала ждать. Она и сейчас ждёт, смотрит потускневшими глазами на пустынную дорогу, по которой провожала мужа на фронт.
Мы, дети, своей жизнью обязаны Вам, дорогие. Вы можете положиться на нас. Низкий поклон Вам, Мамы.

У каждого человека, проживающего на Земле, есть свои дороги. Дороги помогали жить
и выживать в военные и послевоенные годы. одни дороги люди вспоминают с грустью, а другие с радостью и улыбкой. В воспоминаниях Антонины Сергеевны упоминается множество дорог. И все они несут в себе как частичку горя, так и частичку мгновенного счастья. у Антонины Сергеевны имеется рассказ, который называется «близкая и родная дорога». В этом сочинении не только говорится о трудностях сельской жизни в те тяжёлые годы, но также
показаны все прелести родного края, тёплого уголка.


«Близкая и родная дорога»

 Дороги, конечно, были всякие: и дальние, и близкие. Но больше всего запоминаются дороги
детские и юношеские. И была у нас своя дорога: дорога на рынок (базаром называли тогда).
Мы, 12-15-летние подростки взваливали на хрупкие плечи бидон с молоком, ведро картошки,
а то и два ведра, корзину яиц. Одним словом, несли продукты, которые помогали семье добыть
копейку. А путь далёкий был, более десяти километров. И шёл этот путь через ригу, где обмолачивали снопы. Поднимались на бугор-возвышенность, спускались, а дорога звала дальше. Так
мы доходили до большой лощины, которая выделялась среди полей, а дальше Узловая. Узловой
называли место, где сходились три дороги. Здесь мы позволяли себе отдохнуть.


 Потом общая дорога, более широкая, вела к возвышенности. А там, на высокой точке присоединялась дорога из деревни Люторичи, называли её большаком. Всё это пешие тропы. Идёшь,
хотя и тяжело, наблюдаешь, как колосок наливает зерно. Кругом поля, засеянные рожью,
из которой выглядывают голубые васильки. Они, словно говорят тебе: «Подойди поближе, прислонись ко мне». А мощные колосья пшеницы, играя с ветерком, шепчутся. Смотришь, и сердце
наполняется радостью. Значит, будем с хлебом.


 Уходили с рассветом, видели, как солнце открывало свои очи, как оно освещало дороги
и звало вперёд. Уходили на ночлег яркие звёзды, синева неба сменяла их. Просыпались паучки,  червячки, жучки и бабочки. А вот и птички вылетают из лесочка, то поднимутся, то опустятся, словно в танце закружатся в вышине. А жаворонки, не смолкая, поют свои песни. Вот
и коршун проснулся, кого-то выследил с высоты полёта, камнем падает на землю.

 Дорога ещё не кончалась, подходила к деревне Никольское. За деревней находился железнодорожный пункт. В годы войны пассажирские поезда спешили в сторону Рязани, Куйбышева.

 Из окон выглядывали раненные солдаты, некоторые даже махали нам. Мы стояли и смотрели,
а если среди нас были взрослые – плакали.

 Раз нам пришлось увидеть, как над поездом кружились в воздухе вражеские самолёты, звуки
этих самолётов мы знали. Нам становилось страшно, мы переживали. Но бомб не было сброшено, доносились только тревожные звуки.

 Так мы доходили до базара, продавали всё, что приносили, затем снова собирались в путь.
Обратно мы шли быстро, чтобы после обеда на работу успеть.
Вот она какая, сельская дорога – кормилица наша. Мы помним тебя и говорим огромное
спасибо.


 В деревню Малаховка немецкие солдаты вошли 21 ноября 1942 года. на деревенской дороге показался обоз. Дети – народ любопытный – сразу же побежали смотреть. Фашисты
детей не тронули, только отогнали их от обоза и поехали в сторону деревни любовка, затем
на ушаково и люторичи. на следующее утро в деревне послышались звуки мотора. Это были
немецкие машины. Войдя в деревню, немцы начали забирать у местных жителей скот: послышались истошные петушиные крики, испуганное блеяние овец, визг свиней. В первый же
день фашисты перетаскали на свою кухню почти всю живность. они пили, ели, веселились
и каждый раз повторяли одну и ту же фразу: «Рус капут!» жители боялись лишний раз выйти
из дома. на улице стояли огромные машины, крытые брезентом.


Ночь прошла в большой тревоге. В каждой избе находилось 20–30 немецких солдат. Они
загоняли детей и стариков на печку, стелили себе на пол солому и ложились спать. На второй
день часть немцев ушла в направлении деревни люторичи, а часть осталась в Малаховке.
Жители понимали, что будет большой бой. Они прятались в погребах. на следующую ночь
загремели орудия. Потом по деревне прошли слухи, что молодёжь будут отправлять в Германию, в основном девушек. Стало ещё страшнее, но сбежать из деревни было невозможно.
И так продолжалось около двух недель.


Однажды неожиданно появились русские разведчики в белых маскировочных халатах.
они прятались за домами, а одному даже удалось перейти улицу. Некоторые жители видели
их, но говорить с ними было нельзя, так как на дороге стояли четыре немецкие машины. Фашисты заметили разведчиков, но огонь не открыли. немецкий офицер побежал на слободу
(место, где собрались женщины с детьми), для того чтобы узнать, куда подевалась русская
разведка. но никто не сказал, куда скрылись разведчики. только потом выяснилось, что за
полуразрушенными зданиями находились рвы, и по этим рвам они ушли.


 С этого дня началась у немцев беспокойная жизнь. наши солдаты гнали их прочь. и, теряя надежду на победу, фашисты решили отомстить народу. уходя, они поджигали дома.
И так полыхала деревня, горела деревня. немцы не давали тушить пожар, поэтому жители
стояли на улице и плакали, не в силах помочь своему жилищу. Один мужчина-инвалид попытался помешать врагам, а те наставили на него оружия, но убивать не стали. И остались
только печные трубы. лишь девять домов уцелело каким-то чудом.


 А на дворе уже был декабрь месяц. надо было немедленно строить себе новое жильё,
чтобы выжить в морозные зимние дни. и за дело снова принялись женщины. Пришлось
им стать одновременно и каменщиками, и печниками, и кровельщиками, одним словом –
строителями. так каждый человек заново обустраивал свой дом.


 Спустя месяц, в деревню снова вошёл отряд русских бойцов в белых маскировочных халатах. на этот раз жители встречали их с хлебом и солью. Дети бежали им на встречу. Солдаты брали их на руки. мужчины, также как и женщины, не могли сдержать слёз, их глаза светились от счастья. Но недолго продолжалась эта встреча с бойцами. Чуть-чуть отдохнув, они снова отправились в путь по следам врага, нанося удар за ударом. из деревни Малаховка на фронт ушло двадцать шесть человек, а вернулось только шесть.


 Питаться в военные годы было практически нечем. Голод не прошёл и мимо деревни малаховка. С утра до ночи трудились в поле не только взрослые, но и дети. В то время каждый подросток умел косить, вязать, сучить, складывать в копны и стога. Вот только зерно никому не давали, а если и давали, то очень мало. Приходилось делать свои мельницы. В то время любой человек находил какой-то выход. И в муку, которую они получали с помощью мельницы, добавляли в картошку. Да не у всех она и была эта картошка. С приходом весны
жители приходили в поле и собирали её, мёрзлую, чёрную, затем размалывали и варили. Добавляли конятник, козлятник, лебеду. Всё это сушили, мололи, а потом пекли и ели.


 После ухода немцев, дети снова стали ходить в школу. ушаковская школа, в которой училась Антонина Сергеевна, располагалась в трёх километрах от дома. Долгий и тяжёлый тогда
был путь через речку. учились ребята с удовольствием, да вот только возможностей было
мало. учитель тогда был один, начальных классов. тетради дети делали сами из специальных мешков, в которых привозили удобрения в колхоз. чернильницы приходилось всё время держать за пазухой, так как в классах было очень холодно. одежду ребятам не покупали, а шили сами. если находился небольшой отрез, то он тут же превращался в юбку. Длинные ткани шли на платье или же на школьную форму. Школьники заканчивали семь классов. многие шли потом работать в колхоз, и лишь единицы продолжали обучение в училищах.


 Всё своё свободное время ребята проводили на улице. В тёплые летние дни девчонки надевали лёгкие платьица, заплетали косички, а про ноги даже и не думали – босиком бежали
во двор. Игр было много. но самой интересной и запоминающейся была лапта. Мячик для
этой игры дети делали сами из коровьей шерсти. Помимо этого мальчишки и девчонки частенько ходили в лес за ягодами. Вставали рано утром, брали с собой лукошки. и так на весь
день. Возвращались поздно вечером, но уже не с пустыми руками: из корзинок виднелись
спелые, разной окраски ягодки: земляника, черника, брусника, ежевика. А с какой радостью встречала мать своих
маленьких помощников!


Как только приходила зима, ребята выбегали во двор играть в снежки, под окнами строили горки. и что самое
интересное, дети болели редко: как только ребятня возвращалась домой, промокшая и холодная, мать сразу же загоняла их на русскую печь, и там они отогревались.


 После окончания ушаковской семилетней школы Антонина Сергеевна продолжила своё обучение в епифанском
педагогическом училище. она с детства мечтала быть учителем. Сначала Антонина Сергеевна работала в Захаровской сельской школе. Затем в школе посёлка Шахты 41–40 (это нынешний микрорайон комсомольский города Донской). В середине 50-ых годов она переехала жить на посёлок Шахтёрский, где и продолжила свою преподавательскую деятельность. Всю свою жизнь она посвятила детям.


 Сейчас Антонина Сергеевна на заслуженном отдыхе. Её стаж работы составил 50 лет.
уже столько лет проживая на посёлке Шахтёрском, Антонина Сергеевна часто вспоминает свой родной уголок
и всё, что с ним связано. она скучает по дому, по той атмосфере, полюбившейся за годы детства. и в память о своей деревне Антонина Сергеевна написала небольшой рассказ, который получил название «малаховские окна».

Малаховские окна

Окна в жизни человека, как живые существа, помогают полнее видеть и наблюдать происходящее в мире нашем. Вот они – избёнки деревенские, в каждом по три окна. Смотрим мы
в них, и всё больше убеждаемся в их надобности.

 Ранним утром встречаем первые лучики солнца. Они приходят к нам через окна. Заглядывают во все уголки и словно говорят: «Вставайте, люди добрые! День пришёл». А вместе с ним
и каждодневные заботы.

Окна помогают нам видеть и созерцать происходящее там, за окном. Вот уже бригадир постучал в окно и пригласил принять участие в неотложных делах.

 Зима. Жители вставляли деревянные ставни, чтобы сохранить тепло. Сердитые морозы
старались достучаться до всех уголков. А какие узоры увидишь на оконных стёклах! Смотришь
и радуешься, как природа зимняя может создавать настроение. Видишь, как кружась, падают
снежинки. Все деревья давно уже преобразились, покрылись лёгким серебром. Вот и сугроб вырос, дети санки принесли. Видишь, как они спускаются со снежной горки, падают, но стараются преодолеть эти препятствия.

 Ночью в избах оживают лампадки и свечи. Электричества не было. И вот засверкали эти
малые огоньки. Для людей такие лучики света – находка, значит, жизнь в избах продолжается.

 Вот и зима уже на исходе. Видишь, как плачут сосульки. Их уже много повисло на соломенной крыше. Подтаивает снег, появляются маленькие ручейки. Тут же зашумели, заговорили хозяева весны: большие потоки воды. На ветках уселись грачи. У них теперь одна забота:
строить гнёзда да пополнять потомство. Видишь, как зазеленела травка, радуется детвора.
И всему этому улыбаются окна.

 Окна помнят свои обязанности. Их задача – беречь тепло, хранить людские тайны. О многом могут рассказать окна, многое поведают о жизни хозяев.


 Прошло уже много лет с тех пор. но память о тяжёлом детстве, родной деревне, семье будет жить всегда. Все свои мысли Антонина Сергеевна записывает на бумагу, надеясь, что когда-нибудь они принесут пользу, войдут в историю. «Пока я жива, мои рукописи тоже будут жить. А что станет с ними после, никто не знает», – говорит Антонина Сергеевна. Я считаю, что мы, нынешнее поколение детей, должны сохранить эти воспоминания и донести до следующих поколений. Ведь это наша история, наш родной край. мы обязаны беречь и ценить
всё, что осталось, и ни в коем случае не забывать. Пусть не гаснет памяти свеча!

Капитонова Дарья
МБОО СоШ №9 г. Донской

Капитонова Дарья
Здравствуйте!
Я хочу подать заявку на конкурс эссе
Моя фамилия
имя
отчество
Дата моего рождения
Я живу по адресу
Моя образовательная организация называется
Я учусь в классе.
Мой телефон для связи
Фамилия моего научного руководителя
имя
отчество
должность
Его номер телефона
Свою работу и согласие родителей на обработку моих персональных данных прикрепляю файлами.
Перетащите один или несколько файлов в эту область
или выберите файл на компьютере
Выберите файл с расширением (doc, docx, rtf, jpeg, jpg, gif) и размером, не превышающим 10 МБ.
Загрузить файлы
Нажимая кнопку «Отправить заявку»,
я подтверждаю, что ознакомлен с условиями участия в конкурсе
и даю свое согласие на обработку персональных данных