ГЕРОИ СТАНЦИИ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ
Памяти тех, кто защищал и восстанавливал нашу станцию
Горбачёво, посвящается...
Как разглядеть за днями след нечеткий? Хочу приблизить к
сердцу этот след.. След войны. Незаживающую рану, имя которой - Великая Отечественная. Кажется, прошло так много лет с тех страшных событий! Дни летят, летят годы. Время не стоит на месте
– вместе с днями уходят люди. Случается так, что новое поколение
забывает о том, кому они действительно обязаны тем, что все они
сейчас живут без страха под мирным небом, тем, что у нас есть Родина. Все это - заслуги тех солдат, которые погибли, защищая свою страну, стояли до конца и с честью пали, навсегда уйдя в ряды Бессмертного Полка. Они живы в наших сердцах до тех пор, пока мы их помним.
Мне хочется рассказать о людях, которые защищали станцию
Горбачёво (я считаю это место своей малой Родиной, хоть и родилась в Москве) от немецко-фашистских захватчиков. Недавно,
летом 2017 года, моему поселку было присвоено Почетное звание
«Поселок-станция Воинской доблести», вручен именной Памятный
знак, а в декабре торжественно открыта на вокзале Памятная Стела.
В школе был большой праздник «Наследники Воинской Доблести».
Сейчас стыдно признаться, но я почти ничего не знала о тех людях,
неизвестных для меня солдатах и тружениках, их мужестве, стойкости и бесстрашии. Теперь они стали для меня почти родными, я ими горжусь - и всегда буду гордиться.
В страшные годы Великой Отечественной войны железнодорожная станция Горбачёво имела особое значение. Она была узловой, а это значит, что через нее проходил основной поток воинских
эшелонов в южном и западном направлениях. К середине октября
1941 года враг был совсем рядом со станцией. На слайдах фотографий из немецких архивов мы видели, как горел наш элеватор,
почтовый ящик №45, стратегический военный объект союзного
значения. Запасы зерна, которые не успели вывезти в тыл, были сожжены, чтобы они не достались врагу... Фашистское командование
придавало особое значение этому важному стратегическому железнодорожному узлу. Над станцией регулярно висела «Рама» немецкий самолет-разведчик ФВ-189 , который делал дымовое «очертание» объектов бомбардировки. После его ухода в считанные минуты со стороны станции Скуратово появлялись пикирующие бомбардировщики Ю-87 и тяжелые бомбардировщики Ю-88, которые осуществляли массированные бомбардировки станции, сбрасывая от 30 до 60 бомб за один налет по нескольку раз в сутки. Ветераны и очевидцы
событий рассказывали, что разрушения на станции были огромные: разрушен вокзал, элеватор, сгорела
школа, бомба попала в роддом, большинство жилых домов и станционных строений превратились в
руины. В радиусе 1,5-2 километра земля на станции была перепахана взрывами бомб, всюду воронки,
искореженные вагоны, машины, оборудование, искалеченные деревья - все это напоминало безжизненную картину катастрофы после смертельного урагана.
А люди со станции и с окрестных деревень приходили на работу. После каждого налета вражеской
авиации они в сумерках хоронили погибших, восстанавливали движение эшелонов, приводили станцию в рабочее состояние, проводя всю работу вручную: поднимали и сдвигали вагоны, рельсы, шпалы,
грузили и разгружали песок и уголь для паровозов, и многое, многое другое. Даже под обстрелами и
бомбардировками железнодорожники спасали поезда и технику, не покидая своих рабочих мест, здесь
же они и погибали: стрелочники, вагонники, машинисты, кочегары, обходчики... Медицинский персонал железнодорожной амбулатории и добровольные помощники во время налетов всегда находились
на станции, и оказывали помощь. И станция продолжала работать несмотря ни на что. Через 2-3 часа
после налета движение поездов возобновлялось.
История станции - это история тружеников, которым приходилось совершать боевые подвиги.
Это история села, спасавшего станцию. История школы (сохранилась фотография здания 1941 года).
История героизма медработников госпиталя и амбулатории и многое-многое другое. Страницы боевых
подвигов и трудового героизма наших земляков заслуживают отдельного рассказа.
Иван Иванович Ефимов под обстрелом в одиночку выводил поезда в безопасное место. Александр
Александрович Беликов под пристальным контролем оккупантов так «отремонтировал» им взорванную
водокачку, что мотор работал, а воду не качал, немцы так и не поняли в чем причина. А Тихон Никанорович Рожков вообще отправил под откос немецкую платформу с горючим.
Григорий Григорьевич Никулов железнодорожником не был. В его задачу входила охрана и сопровождение военных эшелонов. При очередном налете бригада прибывшего поезда выбыла из строя.
Эшелону грозила неминуемая опасность бомбового уничтожения. Никулов Г.Г., не раздумывая, под
страшными разрывами бомб и ураганом осколков сумел справиться с рычагами управления паровозом и
отвести эшелон на безопасное расстояние от станции, рискуя своей жизнью. Награжден Орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами. Он - заслуженный работник НКВД.
На торжественную церемонию открытия Памятной Стелы приезжала его внучка, сотрудник одной из
тульских библиотек Марина Владимировна Шуманская. Она была счастлива идти вместе с нашим Бессмертным Полком к станции и нести штендер с портретом своего героического деда.
А сколько было героев среди обычных жителей! В годы Великой Отечественной войны в маленькой деревушке Елизаветино семья Фаины Горчиловой, смертельно рискуя собственной жизнью, спасла
советского летчика по имени Валерий из Тулы, надежно укрыв в доме. Маленький партизан, десятилетний мальчик из деревни Савватеевка Саша Бакаев, помог бежать пленным красноармейцам, и фашисты
не пощадили его, расстреляв на краю деревни. Таких героев среди моих земляков много.
Я горжусь поселком, в котором живу, и героями, защищавшими мой край. Историю воинской доблести поселка в солдатской шинели забывать нельзя. Поэтому в каждом классе нашей школы теперь
есть фотокопия Почетного Знака, на котором написаны правильные слова: «Пока мы помним прошлое
- у нас есть будущее!» Пока мы помним людей, отдавших за нас жизнь - мы будем жить.
Горбачёво, посвящается...
Как разглядеть за днями след нечеткий? Хочу приблизить к
сердцу этот след.. След войны. Незаживающую рану, имя которой - Великая Отечественная. Кажется, прошло так много лет с тех страшных событий! Дни летят, летят годы. Время не стоит на месте
– вместе с днями уходят люди. Случается так, что новое поколение
забывает о том, кому они действительно обязаны тем, что все они
сейчас живут без страха под мирным небом, тем, что у нас есть Родина. Все это - заслуги тех солдат, которые погибли, защищая свою страну, стояли до конца и с честью пали, навсегда уйдя в ряды Бессмертного Полка. Они живы в наших сердцах до тех пор, пока мы их помним.
Мне хочется рассказать о людях, которые защищали станцию
Горбачёво (я считаю это место своей малой Родиной, хоть и родилась в Москве) от немецко-фашистских захватчиков. Недавно,
летом 2017 года, моему поселку было присвоено Почетное звание
«Поселок-станция Воинской доблести», вручен именной Памятный
знак, а в декабре торжественно открыта на вокзале Памятная Стела.
В школе был большой праздник «Наследники Воинской Доблести».
Сейчас стыдно признаться, но я почти ничего не знала о тех людях,
неизвестных для меня солдатах и тружениках, их мужестве, стойкости и бесстрашии. Теперь они стали для меня почти родными, я ими горжусь - и всегда буду гордиться.
В страшные годы Великой Отечественной войны железнодорожная станция Горбачёво имела особое значение. Она была узловой, а это значит, что через нее проходил основной поток воинских
эшелонов в южном и западном направлениях. К середине октября
1941 года враг был совсем рядом со станцией. На слайдах фотографий из немецких архивов мы видели, как горел наш элеватор,
почтовый ящик №45, стратегический военный объект союзного
значения. Запасы зерна, которые не успели вывезти в тыл, были сожжены, чтобы они не достались врагу... Фашистское командование
придавало особое значение этому важному стратегическому железнодорожному узлу. Над станцией регулярно висела «Рама» немецкий самолет-разведчик ФВ-189 , который делал дымовое «очертание» объектов бомбардировки. После его ухода в считанные минуты со стороны станции Скуратово появлялись пикирующие бомбардировщики Ю-87 и тяжелые бомбардировщики Ю-88, которые осуществляли массированные бомбардировки станции, сбрасывая от 30 до 60 бомб за один налет по нескольку раз в сутки. Ветераны и очевидцы
событий рассказывали, что разрушения на станции были огромные: разрушен вокзал, элеватор, сгорела
школа, бомба попала в роддом, большинство жилых домов и станционных строений превратились в
руины. В радиусе 1,5-2 километра земля на станции была перепахана взрывами бомб, всюду воронки,
искореженные вагоны, машины, оборудование, искалеченные деревья - все это напоминало безжизненную картину катастрофы после смертельного урагана.
А люди со станции и с окрестных деревень приходили на работу. После каждого налета вражеской
авиации они в сумерках хоронили погибших, восстанавливали движение эшелонов, приводили станцию в рабочее состояние, проводя всю работу вручную: поднимали и сдвигали вагоны, рельсы, шпалы,
грузили и разгружали песок и уголь для паровозов, и многое, многое другое. Даже под обстрелами и
бомбардировками железнодорожники спасали поезда и технику, не покидая своих рабочих мест, здесь
же они и погибали: стрелочники, вагонники, машинисты, кочегары, обходчики... Медицинский персонал железнодорожной амбулатории и добровольные помощники во время налетов всегда находились
на станции, и оказывали помощь. И станция продолжала работать несмотря ни на что. Через 2-3 часа
после налета движение поездов возобновлялось.
История станции - это история тружеников, которым приходилось совершать боевые подвиги.
Это история села, спасавшего станцию. История школы (сохранилась фотография здания 1941 года).
История героизма медработников госпиталя и амбулатории и многое-многое другое. Страницы боевых
подвигов и трудового героизма наших земляков заслуживают отдельного рассказа.
Иван Иванович Ефимов под обстрелом в одиночку выводил поезда в безопасное место. Александр
Александрович Беликов под пристальным контролем оккупантов так «отремонтировал» им взорванную
водокачку, что мотор работал, а воду не качал, немцы так и не поняли в чем причина. А Тихон Никанорович Рожков вообще отправил под откос немецкую платформу с горючим.
Григорий Григорьевич Никулов железнодорожником не был. В его задачу входила охрана и сопровождение военных эшелонов. При очередном налете бригада прибывшего поезда выбыла из строя.
Эшелону грозила неминуемая опасность бомбового уничтожения. Никулов Г.Г., не раздумывая, под
страшными разрывами бомб и ураганом осколков сумел справиться с рычагами управления паровозом и
отвести эшелон на безопасное расстояние от станции, рискуя своей жизнью. Награжден Орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами. Он - заслуженный работник НКВД.
На торжественную церемонию открытия Памятной Стелы приезжала его внучка, сотрудник одной из
тульских библиотек Марина Владимировна Шуманская. Она была счастлива идти вместе с нашим Бессмертным Полком к станции и нести штендер с портретом своего героического деда.
А сколько было героев среди обычных жителей! В годы Великой Отечественной войны в маленькой деревушке Елизаветино семья Фаины Горчиловой, смертельно рискуя собственной жизнью, спасла
советского летчика по имени Валерий из Тулы, надежно укрыв в доме. Маленький партизан, десятилетний мальчик из деревни Савватеевка Саша Бакаев, помог бежать пленным красноармейцам, и фашисты
не пощадили его, расстреляв на краю деревни. Таких героев среди моих земляков много.
Я горжусь поселком, в котором живу, и героями, защищавшими мой край. Историю воинской доблести поселка в солдатской шинели забывать нельзя. Поэтому в каждом классе нашей школы теперь
есть фотокопия Почетного Знака, на котором написаны правильные слова: «Пока мы помним прошлое
- у нас есть будущее!» Пока мы помним людей, отдавших за нас жизнь - мы будем жить.