Вернуться к историям
Подать заявку Меню
СО ДНА МОРЯ СО ДНА МОРЯ СО ДНА МОРЯ

СО ДНА МОРЯ

Я живу в городе Плавске Тульской области. Наш город также как и тысячи других городов нашей страны не обошла стороной
Великая Отечественная война. Многие земляки – плавчане с честью встали на защиту своей Родины, многие из них не вернулись домой. С каждым днём, с каждым прожитым мгновением время
неумолимо отдаляет нас от трагических событий Великой Отечественной войны 1941-­1945 гг., но несмотря на это, с каждым годом открываются всё новые и новые факты, источники событий тех лет.


Так случилось, что начало моему исследованию положила публикация в нашей районной газете «Плавская новь» от 11 июня 2015 года «Моряки – подводники из Плавска», которую я прочитал случайно. В статье сообщалось о том, что в редакцию поступило письмо, первоначально адресованное губернатору Тульской области Груздеву В.С. из города Сосновый Бор Лениградской области. Глава муниципального образования Сосновоборский городской
округ Д.В.Пуляевский и глава администрации МО Сосновоборский городской округ В.Б. Садовский, Совет депутатов, городской музей, Военно­-исторический клуб, а также общественные организации города Сосновый Бор Ленинградской области сообщили в нём о завершении строительства памятника морякам­подводникам
39 экипажей подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, погибших в водах Балтики в годы Великой Отечественной войны.


 Памятник морякам­подводникам стал частью объекта культурного наследия регионального значения, памятника истории, мемориального комплекса «Защитникам Отечества». Отныне в одном братском захоронении увековечена память 1424 моряков подводников, в числе которых находится 14 уроженцев Тульской земли, двое из них — плавчане.


 Сосновоборцы пригласили главу нашего региона принять участие в открытии памятника 20 июня 2015 года и опубликовать материалы о боевой судьбе погибших земляков­-моряков-­подводников. По данным «Книги Памяти» подводников военно­морского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941­1945» под общей редакцией контр­адмирала В.С. Козлова, СПБ, Издательство «Золотая книга», 2007) в списках подводников Краснознамённого флота, погибших в боевых действиях значатся Кузнецов Максим Григорьевич и Мазенкин Василий Иванович.


 Имена наших земляков будут увековечены на мраморных плитах памятника погибшим подводникам в г.Сосновый Бор Ленинградской области.


 Редакция обратилась с просьбой к жителям города и района о том, чтобы разыскать родственников погибших моряков и помочь собрать какую­нибудь информацию об этих людях.

Из Книги Памяти:


 Мазенкин Василий Иванович — краснофлотец, моторист, член ВЛКСМ с 1938 года, рабочий, холост. В 1918 году родился в дер. Мармыжи Плавского р­на, призван в 1940 году Тульским РВК г. Тулы.
Погиб 2 августа 1941 г. на подводной лодке «С­11».


 Кузнецов Максим Григорьевич – краснофлотец, моторист, член ВЛКСМ, рабочий, холост. В 1917
году родился в д.Чебышевка Плавского района, призван в 1940 году Пролетарским РВК г.Тулы. Погиб
14 ноября 1941г. на подводной лодке «Л­2». Такие же данные есть и в Тульской Книге Памяти.


 Меня заинтересовала судьба земляка­подводника Мазенкина Василия Ивановича, поскольку он
был уроженцем г.Плавска. Мы, сегодняшние школьники знаем о событиях и участниках Великой Отечественной войны, разве только из уроков истории и кинофильмов, а мне захотелось самому узнать о
судьбе этого человека.


 В начале я обратился в школьную библиотеку, придя в которую узнал, что, оказывается, в нашей
школе долгое время работал учителем истории и завучем Мазенкин Григорий Иванович, сам в прошлом
фронтовик. Таким образом, удалось установить, что погибший подводник Мазенкин Василий Иванович – его родной брат. К сожалению, самого Григория Ивановича в живых уже нет, но жива его вдова,


 Мазенкина Людмила Дмитриевна, с которой мне и удалось встретиться.
Людмила Дмитриевна Мазенкина ждала меня, подготовилась к встрече: на столе лежали фотографии из семейного альбома, письма, вырезки из газет, бумаги. К счастью, сохранилась одна единственная фотография Василия и фрагмент его последнего письма домой.


 Вот что написано в уцелевшем обрывке прощального письма к маме, папе и старшему брату, которого Василий величал по имени­отчеству — Григорий Иванович, после приветствия:
Здравствуйте мама, папа и Григорий Иванович!
Сегодня решил в последний раз написать вам небольшую записочку из Кронштадта. Я хочу вам только об одном сообщить, что мне на этот адрес больше не пишите, я выехал в неизвестном направлении.
Не вернувшегося из похода Василия числили пропавшим без вести, о чём свидетельствуют и документы с сайта ОБД Мемориал. В учётной карточке под № 261. Но затем эта надпись зачёркнута и написано погиб.


 О том, что подводную лодку нашли, подняли и похоронили останки сына на гарнизонном кладбище в
г. Риге в Латвии, мама подводника – Екатерина Ивановна так и не узнала, не дождалась, не выдержало измученное сердце, но всегда верила в то, что её Василий обязательно найдется. Так и случилось, не обмануло материнское сердце.


 В начале 60­х годов рижский журналист Лепестков Степан Иванович задумал писать книгу о судьбе
подводной лодки «С­11» и её экипажа и начал разыскивать родственников моряков. Людмила Дмитриевна
Мазенкина вспоминает, что Григорий Иванович, был в это время в школе, когда ему позвонили из райвоенкомата и сообщили, что есть новости о пропавшем без вести брате. Надеялся старший брат, что жив младший,
но в военкомате ему сказали только о месте захоронения Василия.

 По приглашению и просьбе журналиста Лепесткова
С.И. семья Мазенкиных побывала на гарнизонном кладбище в г.Риге, где установлен памятник подводникам
экипажа «С­11».

Ещё Людмила Дмитриевна показала пожелтевшие от времени листы бумаги. Это были главы и
отрывки из книги Лепесткова С.И. «Со дна моря», напечатанные на обычной печатной машинке, посвященные Василию Мазенкину. О том, каким был моторист Василий Мазенкин:
«Среднего роста, ладно скроенный, коренастый и сильный, сын тульского колхозника из деревни
Мармыжи, Василий Мазенкин словно специально родился для моря, ставшего его родной стихией.
Призванный на военную службу в 1939 году, он настоял, чтобы его направили во флот. Желание юноши удовлетворили. С окончанием учебного отряда подводного плавания Василий получил назначение
на лодку «С­11».Первый же год службы на подводной лодке явился для молодого матроса периодом
серьезных испытаний и проверкой его морских качеств. Василий показал себя внимательным, неутомимым тружеником. Старательный, добросовестный и любознательный паренек очень полюбил свою
военную специальность. Он не жалел времени на учебу и часами возился с механизмами, внимательно
наблюдал, как старшина мотористов Плющиков уверенно управлял сложной техникой, запоминал его
объяснения. То ли врожденная склонность к машинам, то ли гражданская специальность помогла – до
призыва Василий работал на заводе в Туле, а скорее всего то и другое, да еще трудолюбие и огромное
желание стать первоклассным специалистом, уже через месяц его поставили дублером вахтенного у
дизель­генератора, а через два – доверили самостоятельное несение вахты. Учебные походы закалили
и подготовили его к тяжелым испытаниям, которые пришлось выдержать экипажу «С­11» в самом начале войны. Вероломное нападение немецко­фашистских захватчиков застало молодого балтийца уже
вполне сложившимся и зрелым воином­подводником, дисциплинированным, отличным мотористом и
прекрасным товарищем, на которого во всем можно положиться. Скромный, добродушный по складу
своего характерам, он казался с первого взгляда медлительным человеком. Но это на берегу, в базе, в
спокойной обстановке. В море, в походе, особенно, когда кораблю грозила какая­нибудь опасность,
Василий преображался неузнаваемо, движения становились ловкими и быстрыми, голос резким, взгляд
колючим, на лице вспыхивал румянец, видимый даже под загаром, зубы плотно сжимались. Собранный, решительный, расчетливый и хладнокровный краснофлотец готов был грудью защищать товарищей и родной корабль. И не было такого самого трудного дела, которое моторист не довел бы до конца.
В любом положении, как бы опасно оно ни было, он не знал ни усталости, ни страха.


 …Ночью, когда лодка производила зарядку аккумуляторов, случилась беда. В трюме пятого отсека
внезапно зашипело, и на моряков дохнуло горячим паром. Мичман Плющиков доложил о происшествии в центральный пост, срочно остановил дизель. Оказалось, лопнул амортизатор масляной магистрали – толстое резиновое кольцо, соединяющее два конца магистрали. Видно резина лопнула от вибрации
при работе дизеля. Инженер­механик приказал заменить амортизатор. Василий Мазенкин взял ключ
и полез в трюм. Он еле пробрался к амортизатору: место неудобное. Кое­как просунул руку с ключом,
стал отдавать болты. Лицо у него было усталое и перепачкано маслом. И руки тоже по локоть в масле.
А мичман сверху, из­за дизеля, придерживал своим ключом гайки. Матросы порядком измотались,
пока сняли лопнувший амортизатор и заменили его новым, потом снова взяли на болты. Работали два
с лишним часа, но повреждение устранили.
– Быстро управились, – сказал инженер­механик.
– Объявляю вам благодарность за отличное выполнение задания!
– Служим Советскому Союзу! – ответили Плющиков и Мазенкин…»
Я спросил Людмилу Дмитриевну: «Откуда у журналиста Лепесткова С.И. такие подробности о погибшей лодке и его экипаже?». Как оказалось, необычна и интересна судьба этой субмарины.
С­11, IX­бис серия, была заложена 25 октября 1937 года на заводе № 112 (Красное Сормово) Горький, 20 апреля 1938 года спущена на воду.


 Сведя к минимуму программу испытаний лодки (командир — капитан­лейтенант A.M. Середа),
командование КБФ уже 27 июня 1941 года включила её в строй и 30 июня 1941 года вошла в состав
Краснознаменного Балтийского флота. С вступлением в строй перешла в оперативное подчинение командира 1 Бригады ПЛ КБФ. Это был самый первый поход новенькой субмарины, которую зачислили
в состав Балтийского флота лишь в самом конце июня 1941 г. Выйдя в море 13 июля, лодка в течение  двух недель находилась на боевом дежурстве в районе Мемеля (Клайпеды), оказавшись в первые дни
Отечественной войны на самом переднем крае битвы с фашизмом. Район действий простирался от берегов Германии до Латвии.


 Наши подводники пытались подкараулить какое­-нибудь вражеское судно, однако эта «охота» не
давала результата. Лишь на исходе дежурства удалось потопить немецкий транспорт «КТ­11». (Во многих публикациях советского времени именно этот эпизод морской войны назван «первой удачной атакой балтийских подводников». Однако другие исследователи утверждают, что «эска» вообще никого не
топила, а «КТ­11» погиб гораздо позднее, в 1943­м.)


 2 августа, получив по радио приказ возвращаться, «одиннадцатая» взяла курс на восток, к своим
берегам. На дальних подступах к базе подводную лодку, шедшую под дизелями, встретили корабли
охранения – сторожевики и несколько тральщиков. Однако через два часа выяснилось, что довести
«С­11» до самой базы они не смогут: нужно «принять под опеку» еще одну нашу подлодку – она тоже
возвращалась из боевого похода, но, укорачиваясь от немецких атак, запоздала к назначенному общему
времени рандеву. Командира «эски» капитан­лейтенанта Середу подбодрили с уходящего тральщика:
«Тут уже безопасно: впереди пролив Соэло­Вейн, а там начинается протраленный фарватер!..».


 При входе в пролив «С­11» резко сбавила ход. Катер, на котором находился командир дивизиона
«морских охотников» капитан 3 ранга И. А. Мороз, подошел к борту лодки. Было 18 часов. Вдруг под
килем подводной лодки раздался оглушительный взрыв. Высоко взметнулся бурый столб воды, смешанной с грунтом, и на глазах у катерников «С­11» мгновенно затонула.


 Случилась катастрофа, причиной которой некоторые исследователи называют взрыв поставленной
фашистской донной мины. Но есть и другие сведения: убийцей «С­11» стала немецкая субмарина «U­
144». Она сумела пройти сквозь все заграждения вглубь нашей зоны и притаилась, выключив двигатели,
у фарватера. Советская подлодка, шедшая в надводном положении, оказалась легкой добычей для фашистских асов­подводников.


 «С­11» лежала на восьмиметровой глубине с креном 40 градусов на левый борг. Но в ее отсеках еще
продолжалась жизнь. Во время взрыва заклинило дверь на переборке между шестым и седьмым отсеками. В кормовом отсеке оказались комсомольцы: старший торпедист старший матрос Н. А. Никишин,
комендор матрос В. В. Зиновьев, электрики матросы А. В. Мазнин и В. Е. Мареев. В отсеке было темно,
он быстро заполнялся водой. Не растерявшись, моряки начали заделывать пробоины. В ход пошли матрацы, одеяла, подушки, обмундирование, деревянные аварийные клинья. Когда опасность затопления
отсека миновала, Никишин нащупал рукой около себя электрический фонарик. Узкий пучок света
заскользил по отброшенным к носовой переборке ящикам с инструментами, разбитым приборам, выхватил из мрака бледные, встревоженные лица товарищей. Где­то еще продолжала, журча, проникать в
отсек вода. Никишин, пошарив лучом фонарика, заметил, что она поступает по переговорной трубе,
связанной с центральным постом. «Значит, центральный затоплен... Жив ли еще кто­нибудь в лодке?»
— мелькнула у него мысль.


 В этот момент рядом загрохотали взрывы глубинных бомб. «Что это, неужели фашисты? Откуда?
Да нет, это, видимо, наши катера ищут вражескую лодку», — подумал Никишин. А взрывы раздавались
совсем близко, над самой головой. Вскоре снова все стихло. Через дверь из соседнего отсека сочилась
вода. Никишин попытался связаться с другими отсеками по телефону. Никто не ответил. Тогда он подошел вплотную к переборке и крикнул:
— Шестой отсек! Есть кто живой? Отвечайте!
— Живы главный старшина Милютин, краснофлотцы Биденко и Гординский, — глухо послышалось в ответ. —


Четвертый и пятый отсеки полностью залиты. У нас воды по горло. Спасает лишь воздушная подушка...
Все четверо моряков бросились к двери, ведущей в шестой отсек. Они хорошо знали: стоит лишь
открыть дверь, и вода хлынет к ним в отсек, сметая все на своем пути, но это не могло остановить подводников. Каждый думал только о том, чтобы помочь морякам соседнего отсека.
В ход пошли ломы и топоры. А дверь не поддавалась — взрывом ее сильно перекосило. Снова и  снова моряки принимались за дело, боясь поверить, что произошло непоправимое. Но вот из шестого
отсека послышался голос старшины группы электриков А. В. Милютина:
— Если есть возможность, спасайтесь сами. Отомстите за всех нас! Прощайте. Да здравствует Родина!
После 22 часов из шестого отсека уже никто не отвечал. В кормовом отсеке тоже стало тихо. Моряки не могли сдержать слез.
Оставалось единственное — попытаться выйти из лодки через торпедные аппараты, но они были
заряжены. Чтобы выстрелить торпеды, нужен воздух высокого давления. А где его взять?
— Возьмем из запасной торпеды, — предложил торпедист Никитин.
С помощью зубил, отверток и кувалды (ключи найти не удалось) моряки попытались присоединить
в темноте к одной из запасных торпед, лежавших в отсеке на стеллаже, гибкий шланг. Работать приходилось ощупью. Неожиданно сильной струей вырвало запирающий клапан, и сжатый воздух со свистом
вышел из торпеды. В отсеке резко повысилось давление.


 Три попытки выстрелить торпеду не удались, лишь после четвертой она вышла из левого аппарата.
Теперь каждый должен был, зажав зубами распирающий рот загубник кислородной маски, проползти в
воде сквозь семиметровую трубу диаметром 53 сантиметра. Моряки надели чистое белье, спрятали на груди комсомольские билеты. Затем разыскали лист бумаги и при свете фонарика написали: «Мы, краснофлотцы подводной лодки «С­11», сделали все, что могли, для спасения лодки и людей из шестого отсека...
Героями умерли наши товарищи... Принимаем последнее решение — выходим сами...» Письмо положили
в аварийный бачок. Подготовив все к выходу, комсомольцы вполголоса запели «Интернационал».


 Первым выходил Никишин. Надев маску, он открыл заднюю крышку торпедного аппарата. В отсек
хлынула вода. Она поднялась над трубой торпедного аппарата и остановилась. Давление внутри отсека и
за бортом сравнялось. Включившись в спасательный прибор, Никишин нырнул к горловине торпедного
аппарата.


 Не сразу удалось влезть в тесную трубу. Толкая перед собой буй с прикрепленным к нему пеньковым тросом, Никишин с трудом дополз до наружного конца торпедного аппарата. Затем он выпустил буй
и стал медленно подниматься, крепко держась руками за трос.
В полузатопленном отсеке с нетерпением ждали условного сигнала — частого подергивания троса.
Но трос оставался неподвижным. В томительном ожидании прошло около получаса, показавшихся вечностью. Что стало с Никишиным? Может быть, наверху его схватили враги?
— Буду выходить, — решительно заявил товарищам Мазнин. — И вы не задерживайтесь.
Мазнин уже дополз до наружного конца торпедного аппарата, но оставшиеся почему­то медлили.
Тогда Мазнин вернулся в отсек. Оказалось, Зиновьев хотел, чтобы Мареев покинул лодку раньше его, а
тот отказывался.


 Вновь Мазнин скрылся под водой, но вскоре опять вернулся — Зиновьев все еще пытался воздействовать на Мареева.


 Тем временем уровень воды заметно повысился, воздушная подушка уменьшилась в объеме, дышать
становилось все труднее. Нужно было спешить. Промедление грозило неминуемой гибелью. И Зиновьев,
решив показать товарищу пример, нырнул к торпедному аппарату. Через некоторое время он уже был
наверху. Мареев на поверхности моря не появился.
Наверху была темная августовская ночь. Дул свежий ветер. Зиновьев подплыл к Мазнину, цепко
державшемуся за буй. Сорвав с лица маску и ухватившись за буй, он полной грудью вдохнул солоноватый
воздух.


 А Никишин тем временем плыл в сторону предполагаемого берега. Крутая волна бросала его из
стороны в сторону. К тому же мешал ставший ненужным теперь спасательный аппарат. Сбросить его не
удавалось, и он камнем висел на груди. Временами от усталости Никишин почти терял сознание. Представление о времени было утрачено. Но вот в предрассветных сумерках обозначилась на горизонте узкая
полоска земли с четким силуэтом высокой маячной башни.


  Стало уже светло, когда Никишин вдруг наткнулся в воде на противодесантное заграждение. Ко­ лючей проволокой ему разодрало ноги и грудь. Набежавшая сзади волна подняла обессилевшего моряка
и швырнула на камни. По телу разлилась тупая ноющая боль.


 Стиснув зубы, Никишин поплыл вдоль заграждения, отыскивая проход. Он плыл уже восьмой час.
И когда ноги наконец нащупали твердое дно, силы окончательно оставили отважного подводника. Он
еще смог заметить фигуры приближавшихся к нему людей, инстинктивно сжал в руке камень и тут же
потерял сознание.

 
Очнулся Никишин на суше. Рядом стояли три советских бойца, которые помогли ему выбраться
на берег.
— Скорее пошлите шлюпку. Там товарищи гибнут! — было первое, что услышали они от Никишина.
К месту гибели подводной лодки уже спешил катер. Море в тот день было неспокойным. Пристально вглядываясь в волны, командир катера Н. Тутурин с трудом разглядел людей. Около 11 часов 3
августа Зиновьева и Мазнина подняли на борт.


 Это был замечательный жизнеутверждающий подвиг комсомольцев­подводников, поднявшихся на
поверхность моря из погибшей подводной лодки. Почти через сутки после гибели подводного корабля
трое моряков не только смогли подняться на поверхность, но и добрались до берега, который находился
за несколько километров от места катастрофы!
За подбитую «эску» отомстила другая подлодка – «Щ­307». Через несколько дней, 10 августа, командир «щуки» в сумерках поймал на прицел гитлеровскую субмарину, которая всплыла для зарядки
аккумуляторов.


 Водолазы, обследовавшие потопленного «фашиста», подняли вахтенный журнал, в котором можно
было прочесть запись: «2 августа, 18 ч. – В проливе Соэло­Вяйн торпедирована советская подводная
лодка. Погибла со всей командой…».
В 1955/56 году «С­11» подняли при расчистке фарватера. Найденные в отсеках останки 44 членов экипажа подлодки были торжественно захоронены на Гарнизонном кладбище в Риге улица Гауяс
(Gaujas), 2.
В 1957­1958 году корпус подводной лодки разделан на металл.


 История подлодки, на которой служил плавчанин Василий Мазенкин, стала прообразом для кинофильма «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко.


 Торжественное открытие нового памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны экипажам подводных лодок Балтийского флота состоялось 20 июня 2015 года в городе Сосновый Бор Ленинградской области.
Имена моряков 27 экипажей добавились к уже высеченным ранее на Устьинском мемориале. Хочется отметить, что это первый мемориал, на котором поименно перечислены все погибшие в Великую Отечественную войну на Балтике моряки-­подводники Советского Союза, в том числе и наши земляки Василий Мазенкин и Максим Кузнецов.


 Идут года, сменяются поколения. Великая Отечественная война уходит все дальше в прошлое. Но
память о ней жива. Она священна….

Лежакин Николай
МБОУ Плавская СОШ №2, г. Плавск

Научный руководитель: Бойко И. В., заведующая библиотекой

Лежакин Николай
Здравствуйте!
Я хочу подать заявку на конкурс эссе
Моя фамилия
имя
отчество
Дата моего рождения
Я живу по адресу
Моя образовательная организация называется
Я учусь в классе.
Мой телефон для связи
Фамилия моего научного руководителя
имя
отчество
должность
Его номер телефона
Свою работу и согласие родителей на обработку моих персональных данных прикрепляю файлами.
Перетащите один или несколько файлов в эту область
или выберите файл на компьютере
Выберите файл с расширением (doc, docx, rtf, jpeg, jpg, gif) и размером, не превышающим 10 МБ.
Загрузить файлы
Нажимая кнопку «Отправить заявку»,
я подтверждаю, что ознакомлен с условиями участия в конкурсе
и даю свое согласие на обработку персональных данных